Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200620072008
АвгустСентябрьОктябрь
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Пресс-релиз за 20 сентября 2007

1-ая страница
пресс-релиза за
20 сентября 2007 года

Губернатор выступил с докладом на совместном заседании палат Законодательного собрания

Эдуард Россель 20 сентября выступил с докладом «О внутреннем и внешнем положении Свердловской области и проекте областного бюджета на 2008 год» на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области.

Выступление губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области

«О внутреннем и внешнем положении Свердловской области и проекте областного бюджета на 2008 год»

Уважаемые депутаты палат Законодательного Собрания Свердловской области! Уважаемые коллеги!

В соответствии с законодательством Свердловской области представляю Доклад о внутреннем и внешнем положении Свердловской области и о проекте бюджета на 2008 год.

Прежде, чем перейти к основным итогам развития области и задачам, стоящим перед нами, хочу акцентировать Ваше внимание на особенностях текущей общественно-политической и экономической ситуации.

Безусловно, главное политическое событие конца этого года — выборы в Государственную Думу, и начала следующего — выборы Президента Российской Федерации и верхней палаты Законодательного Собрания Свердловской области, 50-ти процентов Областной Думы. Поэтому сегодня мы должны сделать все, чтобы Свердловская область встретила эти грядущие события в стабильной и спокойной обстановке, с четким пониманием стратегии своего развития.

Президентом России Путиным В.В. поставлена задача, чтобы все органы власти как федерального, так регионального и местного уровней в этот напряженный период работали как хорошо отлаженный механизм. Призываю Вас поддержать нашего Президента и, по примеру депутатов Государственной Думы, конструктивно и интенсивно провести рассмотрение бюджета 2008 года и принять его до начала активной фазы выборной кампании.

В своих ежегодных посланиях наш Президент по сути сформулировал стратегические задачи в социально-экономическом развитии страны и план действий по их достижению. И не случайно политической партией «Единая Россия» он назван «План Путина».

Считаю, что и для Свердловской области этот стратегический план должен стать руководством к действию. И все наши силы должны быть направлены на его выполнение.

Уважаемые коллеги!

Должен сказать, что динамика развития нашей области позволяет уверенно выполнить эти задачи.

По расчетам в 2007 году валовой региональный продукт области превысит 735 миллиардов рублей, а в 2010 году — достигнет одного триллиона 190 миллиардов рублей. В сопоставимых ценах это в 2,2 раза выше, чем в 2000 году. Таким образом, Свердловская область должна уверенно решить задачу, поставленную Президентом России по удвоению валового внутреннего продукта.

Лидирующее место Свердловская область занимает по объему промышленного производства.

Индекс промышленного производства по итогам 8 месяцев 2007 года составил 109,3 процента.

Промышленные предприятия активно проводят модернизацию производства, осваивают выпуск новой продукции.

С начала текущего года введены в эксплуатацию фанерный завод «Фанком», Выйский деревообрабатывающий комбинат в Нижнем Тагиле, электросталеплавильная печь в Серове.

В апреле с конвейера «Автомобили и моторы Урала» сошла первая партия автомобилей модели «Джили-СК-1».

В июле в Полевском открылось совместное российско-греческое предприятие по производству электросварных труб.

Введено в действие новое оборудование на Севуралбокситруде, Первоуральском заводе ЖБИ, Уралбурмаше, Нижнесергинском метизно-металлургическом заводе, Уральском оптико-механическом заводе, Уралшине, Уральском заводе РТИ, комбинате «Хороший вкус» и ещё на многих других предприятиях.

В то же время, есть у нас и проблемные отрасли. Особенно беспокоят тенденции, складывающиеся в пищевой промышленности. Эта отрасль когда-то занимала 8-9 процентов в общем объёме промышленного производства, а сейчас — менее 5 процентов.

Инвестиции, которые направляются на техническое перевооружение пищевой промышленности, пока явно недостаточны. Нужны более амбициозные планы по повышению конкурентоспособности пищевой продукции.

В пределах наших возможностей мы оказываем и будем оказывать поддержку технической модернизации и обновлению производства на наших промышленных предприятиях. В 2008 году на государственные гарантии по инвестиционным проектам в промышленности мы предусмотрели свыше 1 миллиарда 300 миллионов рублей.

Вместе с тем, должен обратить Ваше внимание, что на федеральном уровне сегодня создаётся всё больше инструментов государственной поддержки важнейших инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Это и особые экономические зоны, и инвестиционный фонд, и банк развития, и прямые субсидии из федерального бюджета. К сожалению, наши предприниматели пока не используют эти возможности. Только по проекту Титановой долины удаётся, пусть небольшими шагами, но продвигаться вперед.

Учитывая, что возможности областного бюджета ограничены, считаю что Правительство должно организовать целенаправленную работу по максимальному использованию всех механизмов привлечения федеральных инвестиционных ресурсов.

Одновременно, нужна осознанная и целевая программа формирования на территории области производственных кластеров. Во всех возможных сферах — от производства бронетехники, автомобилей, медтехники — до производства современного инструмента. Поручаю Правительству в течение первого полугодия 2008 года сформировать такую программу и подготовить комплекс мер по точечной поддержке звеньев этих кластеров.

Уважаемые участники заседания!

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России выделил как ключевой фактор модернизации экономики страны — подъем отечественной науки. И как одно из основных направлений — развитие исследований в области нанотехнологий.

В этих целях создана Российская корпорация нанотехнологий, принимаются меры по созданию условий для роста негосударственных инвестиций в развитие наноиндустрии.

Считаю, что уральские ученые должны активно принять участие в реализации этой программы.

Пока здесь не достает инициативы. Только УГТУ-УПИ и УРГУ включены в федеральную целевую программу «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы».

Нам необходимо принять областную программу развития нанотехнологий. При этом главный упор нужно сделать не просто на финансирование научных исследований, а на создание наноиндустрии.

Призываю промышленников активно подключиться к ее разработке и реализации, поскольку, как сказал Президент, на основе нанотехнологий «в долгосрочной перспективе мы в состоянии обеспечить повышение качества жизни наших людей, национальную безопасность, поддержание высоких темпов экономического роста».

В 2007 году внешнеторговый оборот Свердловской области должен превысить 10 миллиардов долларов США, а к 2010 году — достичь 14 миллиардов долларов США. На его рост направлена вся наша работа по развитию инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

16 августа 2007 года в ходе Бишкекского Саммита глав государств — членов ШОС принято официальное решение о проведении Саммита-2009 в Екатеринбурге.

Это и огромная честь, оказанная Среднему Уралу Президентом Российской Федерации, и серьёзное политическое мероприятие международного масштаба, которое даст дополнительный импульс развития не только этой международной организации, но и Свердловской области.

В рамках проведения Саммита планируется проведение целого ряда таких мероприятий международного масштаба, как встречи деловых кругов, фестиваль культур стран — членов ШОС, женский турнир по волейболу на приз первого Президента России Б.Н. Ельцина, турнир по настольному теннису, чемпионат мира по шахматам и многое другое.

Ожидается прибытие 12 официальных делегаций общей численностью до 1,5 тысяч человек. Предстоит в разы увеличить возможности по приему гостей, сделать Средний Урал настоящим центром политической и деловой, научной и культурной активности.

Вся эта работа направлена на увеличение инвестиций в нашу экономику и рост благосостояния уральцев. И результаты уже налицо.

В 2007 году объем иностранных инвестиций в экономику Свердловской области должен достигнуть 1,5 миллиардов долларов США, к 2010 году — 2 миллиардов долларов США.

Уважаемые коллеги!

Хочу с удовлетворением отметить, что в текущем году нашим сельчанам удалось достичь неплохих результатов.

По итогам восьми месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство скота и птицы увеличилось на 7,6 процента, производство молока — на 3 процента. Надой на корову за 8 месяцев 2007 года составил 3000 килограмм и увеличился на 123 килограмма.

В этом году значительно лучше происходит закуп сельскохозяйственной продукции у жителей области. Так, на сегодняшний день у частника закуплено свыше 8,6 тысяч тонн молока, что в 1,8 раза превышает размер прошлогодних закупок.

Общий объем инвестиций в агропромышленный комплекс увеличился в 1,3 раза.

Строятся молочные комплексы в четырех сельскохозяйственных организациях, продолжается реконструкция помещений для содержания свиней в ООО «агрокомплекс «Горноуральский», ведется строительство свинокомплекса «Уральский» проектной мощностью 23 тысячи тонн свинины в год в городском округе Богданович.

Безусловно, результаты работы нашего агропрома во многом зависят от весомости его государственной поддержки. Эта поддержка с учетом реализации национального проекта в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась в 1,5 раза.

По моему поручению ведется подготовка целевой программы Свердловской области на период до 2015 года под названием «Уральская деревня». Разработаны ее концепция и социально-экономические паспорта всех 1843 деревень.

Мы должны принять исчерпывающие меры для возрождения деревни и создания сельским жителям надлежащих условий их жизнедеятельности. Эта программа должна учитывать все аспекты: развитие экономических основ деревни, формирование современной инфрастуктуры, достижение высоких социальных стандартов жизни.

С каждым годом увеличивается доля оборота розничной торговли Свердловской области в обороте Российской Федерации. Продолжается дальнейший рост розничной и оптовой торговой сети.

Активно реализуется Программа развития оптовой торговли в Свердловской области, включающая более 20 проектов развития оптовых компаний. В 2007 году открыта 1-я очередь «Логопарк «Пышма» — 86 тысяч квадратных метров складской площади, строится 2-я очередь «Метро». Количество торгово-развлекательных центров к концу 2007 года будет доведено до 113.

Уважаемые участники заседания!

Общий объём инвестиций в социальную сферу из областного бюджета в 2007 году превысит 5 миллиардов рублей. До конца нынешнего года мы планируем ввести в строй 72 объекта, в том числе здания муниципальных лечебных учреждений в Полевском и Сосьве, диагностический корпус областной больницы № 1 в городе Екатеринбурге, дом-интернат для престарелых и инвалидов в Верхней Туре, учебный корпус Каменск-Уральского педагогического колледжа.

Большие задачи ставятся и на 2008 год.

Мы продолжим реализацию Плана мероприятий по развитию газификации Свердловской области на 2006—2010 годы.

Основной задачей, которую предстоит решить в будущем году, является создание достаточного задела для строительства крупных газопроводов, обеспечивающих в будущем подведение природного газа к сельским населенным пунктам на территориях Алапаевского муниципального образования, Камышловского муниципального района, городских округов Верхотурский, Сосьвинский, Пышминский, Режевской, Артемовский.

Планом на 2008 год за счет средств областного бюджета намечено проектирование крупного межпоселкового газопровода Билимбай — Шаля в целях развития газификации в городских округах Староуткинск и Шалинский.

Предусмотрен целый ряд работ и по другим муниципальным образованиям.

В 2008 году необходимо выполнить основной комплекс работ по подготовке к проведению заседания Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества.

Предстоит существенно расширить деловую, гостиничную, транспортную инфраструктуру Екатеринбурга, реконструировать аэропорт «Кольцово», обновить и отремонтировать фасады зданий.

В жилищном строительстве в прошлом году мы превысили планку 2005 года на 16 процентов, введя в строй свыше почти 1 миллиона 300 тысяч квадратных метров жилья.

В январе-августе 2007 года на территории Свердловской области введено 615 тысяч квадратных метров общей площади жилья, что составляет 136 процентов к соответствующему периоду прошлого года.

Увеличиваются объемы ипотечного жилищного кредитования. В первом полугодии 2007 года населению области выдано 5920 ипотечных жилищных кредитов. Общая сумма выданных средств почти 7 миллиардов рублей (в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2006 года).

Улучшены жилищные условия 485 семей из категорий граждан, поддержка при обеспечении жильем которых осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств федерального и областного бюджетов. Среди них 78 семей — получателей государственных жилищных сертификатов, 266 семей ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, 69 молодых семей.

Организовано строительство жилых домов за счет кредитов банков с оформлением государственных гарантий Свердловской области по обязательствам застройщиков. В январе-августе 2007 года оформлены подрядным организациям на сумму 661 миллион рублей для строительства 6-ти жилых домов в городах Красноуфимск, Нижний Тагил, Серов, Сухой Лог.

Жилые помещения продаются гражданам после ввода этих домов по фактической, а не по рыночной стоимости строительства.

В 2008 году мы планируем продолжить эту практику и уже предусмотрели в областном бюджете предоставление 14 государственных гарантий на общую сумму 1 миллиард 400 миллионов рублей.

Вместе с тем, уважаемые коллеги, хочу обратить Ваше внимание, что для выполнения задач, стоящих перед нами в рамках приоритетного национального проекта «Доступное жилье», необходимо к 2010 году достигнуть ввода 3 миллионов квадратных метров в год.

Для этого предстоит консолидировать усилия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов. В новом трехстороннем соглашении на 2007-2008 годы уже закреплено обязательство работодателя включать в коллективные договоры решение жилищных вопросов работников предприятия. Прошу руководителей предприятий принять все возможные меры по наращиванию жилищного строительства.

Как известно, недавно вступил в силу федеральный закон о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, о создании которого говорил Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле этого года.

По предварительной оценке, в рамках этого закона Свердловская область может рассчитывать на финансовую поддержку в размере 7,5 миллиардов рублей, или по 1,5-2 миллиарда рублей ежегодно в течение 2008 − 2011 годов.

Эти средства предназначены для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья.

Для того чтобы «вписаться» в федеральное финансирование, области необходимо выполнить ряд условий, одно из которых − реализация принципа софинансирования.

При этом Фонд выделяет не более 50 процентов.

Ещё 45 процентов — почти половину должны вложить область и муниципальные образования. Это означает, что соответствующие суммы должны быть заложены в расходной части как областного, так и местных бюджетов, а это порядка 1 миллиарда рублей в год.

Кроме того, не менее 5 процентов должны быть выделены непосредственно собственниками помещений в многоквартирных домах. Поэтому важно организовать работу с жителями аварийных домов по привлечению этих средств.

Главной задачей на сегодняшний день является своевременное оформление документов, чтобы не потерять возможность получить федеральные деньги.

Уважаемые депутаты!

В Свердловской области 123 тысячи субъектов малого бизнеса, обеспечивающих занятость на постоянной основе 536 тысяч человек или около 24 процентов от общего количества работающих в экономике области. Оборот малых предприятий ежегодно возрастает в 1,5 раза и достиг в 2006 году — 586 миллиардов рублей, доля оборота малых предприятий в общем объеме организаций области составила 33 процента и продолжает увеличиваться.

Для развития инновационного малого предпринимательства в области создан Свердловский венчурный фонд, общий объем финансовых ресурсов, привлекаемых для инвестирования высокорисковых инновационных проектов, будет доведён в 2007 году до 280 миллионов рублей. В 2008 году будет продолжена работа по созданию и развитию 20 технопарков.

В целом неплохие показатели, но пока еще далеки от показателей развитых стран. Вы знаете, что в июле текущего года принят федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Считаю, что и нам нужно принять такой же областной закон, где более четко определить направления развития и меры государственной поддержки малого бизнеса. Прошу депутатов активно подключиться к его разработке.

Уважаемые депутаты, участники заседания!

Важнейшей задачей всех органов и уровней власти остается задача сбережения населения Свердловской области.

Человек, его условия жизни и работы, условия для создания семьи и воспитания детей, профессионального роста — это главные точки приложения наших усилий.

В последние годы нам удалось переломить негативные тенденции в демографии. Мы отмечаем увеличение рождаемости, снижение смертности, как результат — сокращение естественной убыли населения.

Для закрепления позитивных тенденций Правительством разработана и одобрена Программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 года — «Уральская семья». Стратегической целью программы является формирование основы для демографического роста, формирование и активизация региональной семейной политики.

Уже на первом этапе программы — к 2010 году — предполагается достигнуть увеличения продолжительности жизни до 66 лет и снижения естественной убыли практически в 2 раза по сравнению с уровнем 2006 года.

Постоянная численность населения Свердловской области к 2025 году увеличится на 48 тысяч человек относительно 2006 года.

Улучшение демографических показателей должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет повышения уровня и качества жизни наших граждан, роста их доходов. В целом нам удается выдерживать высокие показатели по заработной плате и другим доходам населения.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе—июле 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года возросли на 11,5 процентов.

Среднемесячная заработная плата увеличилась почти на 28 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом уровень заработной платы в области стабильно превышает среднероссийские значения.

К декабрю 2007 года среднемесячная заработная плата должна вырасти до 16,8 тысяч рублей, а к декабрю 2010 года мы ставим задачу довести ее до 29 тысяч рублей.

Существенно увеличивается заработная плата медицинских работников, учителей, работников культуры, физической культуры и спорта, чему способствует и успешная реализация национальных проектов, и сложившаяся традиция опережающего, по сравнению с федеральным, повышения заработной платы в бюджетной сфере.

В 2008 году также с опережением общефедеральных темпов мы предусмотрели повышение ставки I разряда тарифной сетки: с 1 июля — до 1800 рублей и с 1 октября — до 2000 рублей.

28 августа 2007 года стороны социального партнерства региона — высшие органы государственной власти области, Федерация профсоюзов и Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей — подписали региональное Соглашение о минимальной заработной плате в Свердловской области. Оно устанавливает повышенный, в сравнении с федеральным уровнем, размер минимальной заработной платы в нашем регионе: с 1 октября текущего года — 2900 рублей (в целом по России минимальный размер оплаты труда — 2300 рублей), с 1 июля 2008 года — 3100 рублей, с 1 октября — 3500 рублей.

Это полностью корреспондируется с нашими планами по росту зарплаты в бюджетной сфере.

Я хочу обратить внимание руководителей и собственников предприятий, что в соответствии с Трудовым кодексом принятое Соглашение распространяется на всех работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области.

Улучшение демографических показателей во многом зависит и от развития системы здравоохранения.

Еще в 2003 году мы поставили задачу доведения качественного здравоохранения до каждого жителя области. И эту задачу планомерно выполняем.

Сегодня в 35 муниципальных образованиях Свердловской области работает 151 общая врачебная практика. К концу 2007 года их количество увеличится до 180, к концу 2010 года — до 450.

Осуществляется поставка современного медицинского оборудования во все учреждения здравоохранения. Значительно обновлен автопарк скорой медицинской помощи.

Уровень развития современных кардио- и нейрохиругических технологий в Свердловской области получил высокую оценку федерального центра. В результате привлечены средства федерального бюджета для оказания высокотехнологичной помощи жителям области. В 2007 году клинической больнице № 1 выделена федеральная квота на 900 кардиохирургических операций; Свердловскому областному онкологическому диспансеру и городской клинической больнице № 40 Екатеринбурга — на 220 нейрохирургических операций.

Уважаемые коллеги!

Развитие человеческого потенциала напрямую зависит от уровня и качества образования. Наши усилия в этой сфере, в первую очередь, направлены на снижение количества детей, не посещающих школы, обеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности общеобразовательных учреждений, повышение качества образования.

В рамках реализации приоритетного национального проекта к сети Интернет подключено 96 процентов от всех школ Свердловской области.

Стипендии и премии Губернатора получает способная и талантливая молодежь за отличные успехи в учебе, активное участие в научно-исследовательской и творческой деятельности.

72 общеобразовательных учреждения, в том числе 12 сельских и поселковых школ стали победителями конкурсного отбора и получили субсидии по одному миллиону рублей для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Свердловская область вошла в число победителей конкурсного отбора регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Эти проекты предусматривали введение новой системы оплаты труда работников общего образования, нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, разработку региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений области и расширение общественного участия в управлении образованием. Объем финансирования комплексного проекта из федерального бюджета на 2007 год составляет 290 миллионов рублей, из областного бюджета будет выделено 74 миллиона рублей.

Успешно выполняются и региональные приоритетные проекты.

В сфере культуры и искусства пополняются фонды муниципальных библиотек, проводятся передвижные выставки, вручены премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства, выделяются гранты муниципальным культурно-досуговым учреждениям области в размере одного миллиона рублей.

В сфере физической культуры и спорта проводятся физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, проводится работа по оснащению футбольных стадионов при образовательных учреждениях и укладке травяных покрытий.

Уважаемые депутаты!

Качество жизни людей во многом зависит и от того, как работают органы государственной власти.

В Свердловской области в рамках реализации административной реформы ведется работа по регламентации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Так, до конца 2007 года мы должны утвердить 114 административных регламентов исполнения государственных функций и 5 административных регламентов предоставления государственных услуг.

В качестве одного из важнейших приоритетов текущего этапа выступает создание многофункциональных центров оказания государственных услуг, которые объединяют представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Отличительной чертой данных центров является оказание в едином помещении нескольких государственных услуг, например, услуг в области обеспечения социальной защиты граждан, занятости населения и услуг в земельно-имущественной сфере.

Развитие центров данного типа в Свердловской области позволило бы не только сократить сроки предоставления общественно значимых государственных услуг гражданам и юридическим лицам и повысить комфортность при их получении, но и оптимизировать функции органов государственной власти.

Поручаю Правительству Свердловской области совместно с муниципальными образованиями подготовить предложения по реализации на территории области двух-трёх пилотных проектов по созданию таких центров.

Уважаемые коллеги!

Обратимся к бюджету Свердловской области.

Доходы консолидированного бюджета за семь месяцев текущего года увеличились в 1,3 раза по сравнению с уровнем аналогичного периода 2006 года, расходы — в 1,4 раза. Выражаю нашим промышленникам и предпринимателям, всем министерствам и ведомствам искреннюю благодарность за такие результаты.

Это позволило решить ряд важных задач в социальной сфере, которые были поставлены в Бюджетном послании.

Так, в два раза увеличен размер ежемесячного пособия гражданам, признанным инвалидами вследствие военной травмы, гражданам, получившим увечье или заболевание при прохождении военной службы, введено единовременное пособие на обзаведение хозяйством для молодых специалистов в отрасли здравоохранения и социальной защиты.

В 1,5 раза увеличен размер единовременного пособия реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Увеличены выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье.

Разработка проекта областного бюджета на 2008 год велась с учетом внесенных изменений в федеральное и областное бюджетное и налоговое законодательство.

Увеличен размер потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения на основе патента.

В ближайшее время ждём одобрения Палатой Представителей согласованной редакции проекта закона по транспортному налогу.

Бюджет уже не первый год формируется бездефицитным.

Высокие темпы развития экономики области позволили определить высокую планку доходов для консолидированного бюджета области. С учетом средств федерального бюджета доходы должны составить 135 миллиардов рублей, увеличившись к объему бюджета 2007 года, определенного в декабре прошлого года, на 36 процентов.

Консолидированный бюджет в 2008 году, как и в предшествующие годы, сохранит свою социальную направленность. На долю расходов на образование, здравоохранение, культуру, спорт и социальную политику приходится 65 процентов. На нужды экономики будет направлено около 16 процентов средств.

Расходы на образование предусмотрены в размере 34 миллиардов рублей. По сравнению с определенным в декабре прошлого года объемом средств на 2007 год, эти расходы в 2008 году возрастут на 23 процента. На здравоохранение и спорт будет направлено на 33 процента больше средств, чем в 2007 году. На культуру, кинематографию, средства массовой информации расходы возрастут на 63 процента. К уровню 2007 года расходы на социальную политику буду увеличены на 28 процентов.

Социальным остаётся и областной бюджет. Структуру его расходов можно увидеть на слайде.

В проекте закона предусмотрено повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, запланированы средства на реализацию приоритетных национальных проектов, осуществлены меры по совершенствованию межбюджетных отношений.

Расходы областного бюджета на национальную экономику возрастут к уровню 2007 года в 1,5 раза.

При формировании межбюджетных отношений мы сохранили главный принцип — обеспечили сбалансированность местных бюджетов. Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам в 2008 году возрастет почти на 12 процентов.

Уважаемые депутаты!

Свердловская область по праву считается одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. Это применимо не только к экономике, но и к социально-политической жизни нашего региона. По уровню развития институтов гражданского общества, партийно-политической системы, средств массовой информации Средний Урал является одним из лидеров среди всех субъектов Российской Федерации.

Считаю, что главное достижение в социально-политической сфере за последний год — это стабильность. Мы сохранили в нашем обществе социальный мир, спокойствие, толерантность. В области за все это время не было ни одного масштабного социального конфликта. Все стороны общественной жизни — органы власти, предприниматели, профсоюзы — поддерживали цивилизованный диалог, консенсусом решали возникающие вопросы.

Уважаемые депутаты и участники заседания!

Своим указом № 825 Президент Российской Федерации утвердил систему показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти.

Впервые в этом году в администрацию Президента был направлен Доклад Губернатора Свердловской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Свердловской области за 2006 год и их планируемых значениях на трёхлетний период.

В перечне показателей, используемых для оценки эффективности нашей деятельности, львиную долю занимают показатели, отражающие деятельность социальной сферы. И это не случайно. Именно здесь наибольшая сфера применения бюджетных средств. И наша задача при сохранении и наращивании уровня развития социальной сферы контролировать каждый вложенный рубль, обеспечивая его экономическую и социальную эффективность.

В ближайшее время вам, уважаемые депутаты, предстоит напряженная работа над бюджетом области. Я уверен, что вы в конструктивном сотрудничестве с исполнительной властью области в установленные сроки примите этот основополагающий документ, от которого будет зависеть жизнь каждого жителя Свердловской области.

Совместными усилиями мы сможем осуществить все задуманные проекты и добиться того, чтобы жизнь наших земляков действительно стала лучше.

Благодарю вас за внимание!

* * *

Ответы губернатора Эдуарда Росселя на вопросы участников совместного заседания палат Законодательного Собрания Свердловской области

Отвечая на вопросы губернатор отметил, что цены на приобретаемое жилье остаются «космическими». И ситуация не изменится до тех пор, пока не насытится первичный и вторичный рынок жилья. Чем больше на Среднем Урале будет строиться квартир, тем быстрее будут падать цены, считает губернатор.

В соответствии с федеральным законодательством невозможно раздать земельные участки застройщикам на безвозмездной основе. Необходимо вначале обеспечить строительный участок инженерными сетями, затем выставить объект на конкурс. И его победитель получает право вести строительство. Мы в Свердловской области действуем в полном соответствии с федеральным законодательством.

Губернатор констатировал, по цене новое жилье сегодня не доступно людям с невысоким уровнем доходов, и решить эту проблему одним махом невозможно. Определенную помощь в данном вопросе оказывает федерация, компенсируя 10 процентов затрат. Поэтому, чтобы освоить на строительстве домов для широких слоев населения 1,5 миллиарда рублей, выделяемых федеральным центром, нам следует изыскать 15 миллиардов рублей собственных средств. Положение изменится в 2008 году, когда компенсация из федерального центра составит 50 процентов.

Эдуард Россель особо подчеркнул: на Среднем Урале ежегодно увеличивается объем возведения жилья для молодых семей, в том числе — специалистов сельской местности, выделяются средства для их закрепления на селе. Такую социально значимую цель преследует и разрабатываемая программа «Уральская деревня».

Говоря о роли управленческих округов, Эдуард Россель отметил: практика доказала жизнеспособность и необходимость этой структуры. Естественно, следует загружать их значительным объемом работы, давать больше самостоятельности, полномочий, повышать ответственность за результативность деятельности.

Эдуард Россель не обошёл стороной и такой вопрос, как реформа ЖКХ. Есть федеральная программа, напомнил губернатор. Исходя из неё, территориям предполагается выделять значительные средства. Но это — в будущем, важно и нашему депутатскому корпусу не засидеться в ожиданиях, а более решительно и определённо законодательно определиться с данным вопросом на местном уровне.

Губернатор предложил обсудить идею реформирования ЖКХ области на одном из заседаний президиума Союза местных властей Свердловской области. Нужно подготовить осмысленную программу реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, считает Эдуард Россель.

Губернатор принципиально разделяет позицию ряда депутатов о необходимости расширения спектра социальной поддержки нуждающихся, особенно, если это касается патронатных семей.

Вместе с тем, Эдуард Россель не мог не отметить: анализ выплат дотаций показывает, и в данном вопросе не все так хорошо, как хотелось бы.

«Я тоже был беспризорником, — заметил Эдуард Россель, — но не разделяю тенденции к сплошной передаче детей в патронатные семьи, наметившейся в обществе. Одно дело, когда семья берет ребенка от души, по велению сердца, другое — когда это происходит для улучшения собственного материального благополучия за счет социальной поддержки. Анализ же показывает, — с тревогой констатировал губернатор, — таких случаев не мало. Так что подходить к этой проблеме нужно системно».

В целом, при анализе социальной защищённости жителей Свердловской области, не следует умалять заслуг законодателей и исполнительной власти Эдуард Россель подчеркнул: в трудные годы экономических реформ, когда люди месяцами не получали зарплату, а консолидированный бюджет области составлял всего 20 миллиардов рублей (более чем в пять раз меньше планируемого на 2008 год) наша область была, пожалуй, первым субъектом Федерации, где был принят закон о социальной защите уральцев. Согласно ему, на эти цели было выделено свыше миллиарда рублей. Этот закон мы не отменили и после того, как вступил в силу соответствующий федеральный нормативный акт.

Губернатор отметил: в ближайшее время предстоит решить множество социально значимых проблем. А среди них — газификация сельских территорий, увеличение числа общих врачебных практик, оборудованных самыми современными средствами диагностики и лечения, создание специализированных центров онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний, урологических недугов.

Завершая ответы на вопросы участников заседания, Эдуард Россель обратился к депутатам Законодательного Собрания: «На днях вы будете обсуждать проект бюджета 2008 года и принимать его. Решение многих насущных проблем теперь именно в ваших руках».

* * *

Уральские политологи комментируют выступление губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя «О внутреннем и внешнем положении Свердловской области и проекте областного бюджета на 2008 год» на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области

Политолог Анна Заборенко:

— Безусловно, социальная направленность бюджетной политики губернатора и правительства Среднего Урала усиливается год от года. Посудите сами, в 2008 году на образование, здравоохранение, культуру, спорт и социальную политику Эдуард Россель предлагает направить 65% всех средств консолидированного бюджета области! Это на 28% больше, чем в 2007 году.

Разумеется, это стало возможным только благодаря тому, что промышленность и экономика региона в целом растет «как на дрожжах», что в свою очередь стало возможным благодаря целенаправленной и расчетливой экономической политике губернатора, руководства региона и финансово-промышленных групп. Свердловская область — как это подчеркивает и Президент России в своих выступлениях, самый мощный регион России, настойчиво использует своей потенциал для повышения качества жизни своих граждан.

В реализации социальной политики областная власть действует в двух направлениях: с одной стороны — это рост доходов населения, с другой — развитие социальной инфраструктуры.

Практика ежегодного увеличения выплат различным категориям граждан уже вошла в статус положительной традиции. Ни у кого уже не вызывает удивления размер среднемесячной зарплаты 29 тысяч рублей, что планируется достичь на Среднем Урале к 2010 году. А ведь, если задуматься, это уже уровень мировых стандартов в оплате труда. Соответственно, все другие социальные выплаты также будут подтягиваться до этого уровня.

Важно и развивать социальную инфраструктуру. Что здесь имеется в виду?

Во-первых, это строительство социальных объектов, начиная с поликлиник и заканчивая футбольными площадками. Почему важно иметь такие объекты? К примеру, даже если у вас лично есть деньги, но в вашем городе или селе нет футбольной площадки, то ваш ребенок вряд ли научится играть в футбол. А в Свердловской области, например, в 2007 году восемь муниципальных образований выиграли гранты для оснащения 9 футбольных стадионов при образовательных учреждениях.

Во-вторых, серьезные средства будут вложены — по предложению губернатора, в поддержку инновационных направлений в образовании, здравоохранении, науке, которые в перспективе приведут к новому этапу общественного развития.

Но самое значимое для уральцев, то что было встречено с абсолютным пониманием — это начало решения комплексных проблем, которые пронизывают всю общественную жизнь и которые невозможно преодолеть вложениями финансовых средств в пределах отдельных отраслей. Прежде всего, я имею ввиду новые программы, инициированные и патронируемые лично Эдуардом Росселем: «Уральская деревня» и «Уральская семья». Очевидно, что результаты успешной реализации данных программ приведут к новому качеству жизни всех уральцев.

Эксперт по экономическим вопросам Александр Полиенко:

— Губернатор представил сегодня доклад о внутреннем и внешнем положении Свердловской области и о проекте бюджета на 2008 год несколько ранее традиционных сроков. Причина ясна, и о ней сказал губернатор в своем выступлении — Свердловская область должна вступить в этап активной избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы России уже имея принятый бюджет области на следующий год, а значит, не ставя под удар социально-экономическую жизнь региона. Подобный подход, кстати, предложил Президент России В.В. Путин, в свое время призвав членов Федерального Собрании России ускорить работу над федеральным бюджетом.

Высокие темпы, набранные экономикой региона, определяют возможности для серьезного роста государственного финансирования. Сумма областного бюджета увеличится от проектировок прошлого года на 34 %, а объем консолидированного бюджета Свердловской области с учетом местных бюджетов вырастет еще больше — на 36 процентов и составит с учетом поступлений из федерального бюджета более 135 миллиардов рублей.

Однако бюджет растет не только количественно. Переход к трехлетнему бюджетному планированию меняет «философию» бюджетов. Они все более становятся бюджетами развития, ориентированными на достижение конкретных и масштабных показателей в каждой из сфер жизни региона.

В условиях перехода на 3-х летнее финансовое планирование постоянно увеличивается доля долгосрочных областных целевых программ. В следующем году около 90% государственных областных целевых программ будет выполняться на долгосрочной основе. Увеличивается роль в бюджетах и других комплексных программ, в том числе приоритетных национальных проектов, губернаторских программ «Уральское село», «Уральская семья» и других, в рамках которых будут координироваться расходы по многим статьям, расписанным по министерствам и ведомствам.

Для того, чтобы поддержать дальнейшее быстрое развитие Среднего Урала, расходы областного бюджета на национальную экономику возрастут к уровню 2007 года в 1,5 раза. Но усиление поддержки экономики не означает ослабление социальной направленности бюджетов. Многие направления расходования бюджетных средств носят комплексный характер. Например, большое внимание будет уделено дальнейшей газификации, развитию транспортной инфраструктуры, обеспечения доступа территорий к современным источникам информации, в том числе Интернету. Но такие меры одновременно улучшают и качество жизни населения, и дают совсем иные возможности для развития местных хозяйственных комплексов. В областном бюджете на следующий год намечены инвестиции именно в такие социальные программы и объекты, которые являются катализаторами наиболее быстрого изменения к лучшему во всех сферах жизни свердловчан.

Политолог Константин Устиловский:

— Обращает на себя внимание то, что в области сформированы механизмы устойчивого экономического роста: идет модернизация предприятий, создаются новые современные производства. На этой основе больше платится налогов и соответственно растет областной бюджет. Это и является основой мощных социальных программ.

При это важно отметить, что появились позитивные тенденции в таких вопросах, которые многие годы не удавалось сдвинуть с «мертвой точки». Речь идет в первую очередь о некотором приросте населения и о наметившемся росте продолжительности жизни. Это первые итоги губернаторских инициатив, в частности по реализации медицинских программ. Более того, Эдуард Россель обосновал возможность доведения продолжительности жизни до 75 лет к 2025 году. А ведь продолжительность жизни, по сути дела, интегрированный показатель зрелости экономики региона и эффективной работы власти.

Существенным фактором развития, которое демонстрирует Свердловская область, является и политическая стабильность — Средний Урал общепризнанно называется политической базой Президента России Владимира Путина, это «единороссовский» регион, то есть регион, где позитивное влияние политической партии «Единая Россия» определяюще велико. В результате чего обеспечивается общественное спокойствие, гражданский мир, а усилия губернатора и правительства области по разработке и реализации социально-экономической стратегии поддержаны политически и обеспечены законодательно в Областной Думе и Палате Представителей области, где «единороссы» обладают большинством депутатских мандатов.

Есть уверенность, что 2008 и последующие годы будут успешными для Свердловской области. Выработанные сценарии свидетельствуют: стратегия развития ориентирована на экономический и социальный рост, достижение позитивных результатов реально.


  
  

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна