Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200520062007
ИюльАвгустСентябрь
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Пресс-релиз за 31 августа 2006

1-ая страница
пресс-релиза за
31 августа 2006 года

Пресс-конференция губернатора Свердловской области

Эдуард Россель:

— Добрый день, уважаемые коллеги!

За истекшие за семь месяцев — с января по июль — в экономике Свердловской области сохранилась стабильная ситуация, уже шестой год отмечается стабильный рост. Я не буду перечислять все отрасли промышленности потому, что в разных сферах различны и успехи, но в общем мы даем рост 105 процентов к уровню прошлого года. Особенно впечатляют результаты сельскохозяйственной отрасли — здесь рост составил почти 115 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2005 года. Налицо отдача от той системной помощи, которую мы многие годы оказывали агропромышленному комплексу. Особенно в плане обновления высокопроизводительной техники. Так, только в этом году мы приобрели около 200 комбайнов, производительность которых в несколько раз выше, чем у техники, которой сельчане пользовались раньше. Есть и просто уникальные приобретения. К примеру, немецкий комбайн по заготовке кормов — за 12 часов этот агрегат заготавливает 2 тысячи тонн сырой массы. В прежние времена и при прошлых технологиях такой объем, наверное, смогли бы заготовить лишь два колхоза в течение двух месяцев. Неудивительно, что и показатели по заготовке кормов сейчас намного выше, и запастись удается большим объемом. Да и урожай убирают теперь быстрее. Мы постепенно подходим к тому времени, когда урожай в Свердловской области будут убирать исходя из сроков созревания культур, а не из технических возможностей имеющегося парка комбайнов. До недавнего времени мы теряли около 200 тысяч тонн зерна из-за того, что не могли своевременно его убрать.

Рост инвестиций откровенно радует. В этом году в экономику Среднего Урала было привлечено в полтора раза больше инвестиционных средств. Мы уже уверены в том, что в этом году в Свердловскую область будет вложено порядка пяти миллиардов долларов. Это очень серьезная цифра.

В жилищном строительстве — тот же рост. Область уверенно выходит на выполнение задачи, поставленной мною в послании к Законодательному Собранию Свердловской области на 2006 год.

Внешнеэкономическая деятельность: на 15 процентов увеличился экспорт продукции.

Финансы. Резко возросла прибыль предприятий в целом. Увеличение составило 151 процент к аналогичному периоду прошлого года. Плановые задания по бюджету Свердловской области выполняются. Средняя заработная плата по полному кругу предприятий за семь месяцев составила 11135 рублей, что на 29,9 процента выше областного уровня прошлого года и средней зарплаты по России в целом. Средняя заработная плата по стране сегодня — 10900 рублей.

Потребительский рынок: произошел рост на 30 процентов к уровню прошлого года. Здесь естественная динамика, напрямую зависящая от роста доходов населения. Рост оборота общественного питания составил 16 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Демографическая политика. В первом полугодии текущего года родилось 22900 детишек, что соответствует аналогичному периоду прошлого года. В этом году продолжилось значительное снижение уровня смертности — число умерших на 7 процентов меньше, чем в прошлом году. Очевидна отдача от тех усилий, которые мы затрачиваем на здравоохранение.

В стабильном состоянии рынок труда — 1,6 процента составляет уровень безработицы. При этом количество вакантных рабочих мест, на которые работодатели ищут трудящихся, на 5 тысяч выше количества безработных людей в области. Сейчас сложилось такое соотношение: 37 тысяч людей ищут работу, а вакантны 42 тысячи рабочих мест.

Вот такие краткие итоги работы за истекшие 7 месяцев.

Теперь о некоторых значимых событиях из жизни Свердловской области. Среди них, прежде всего стоит отметить поездку уральской делегации в Москву, в Государственную Думу РФ. 8 августа мы встретились с председателем Госдумы Федерального Собрания России Борисом Грызловым. Я проинформировал председателя Госдумы о социально-экономических итогах работы региона: как мы прожили первое полугодие, с чем собираемся год закончить, какие есть серьезные задумки и какие проблемы. Со мной на встрече был мэр Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий. В ходе диалога речь зашла о поддержке федеральной партией «Единая Россия» таких уральских проектов, как строительство энергоблока БН-800, строительство метрополитена в Екатеринбурге.

По проекту БН-800 мы получили от «Единой России», от единственной политической партии, которая откликнулась, хорошую поддержку — серьезно увеличено финансирование строительства этого энергоблока. Так, ассигнования на строительство четвертого блока Белоярской атомной электростанции в будущем году будут увеличены в 6 раз! В этом году благодаря федеральной партии «Единая Россия» дополнительно выделен 1 миллиард рублей, а в 2007 году — 6 миллиардов. Далее: 2008 год — 8 миллиардов, потом два года по 15 миллиардов. Уже подготовлен проект постановления Правительства РФ, завизирован всеми министрами и буквально не сегодня — завтра будет подписан. Пуск блока в 2012 году становится реальным. Эта стройка века — настоящий экзамен для предприятия «Уралэнергострой» (он выиграл тендер на подрядные работы). Сейчас им предоставлен шанс восстановить былую славу и мощь всей системы «Уралэнергостроя».

Мы обсудили и проблемы местного самоуправления в России в целом. Речь шла о том, что пора уже на федеральном уровне выделить и закрепить за местным самоуправлением право распоряжаться большей частью собираемых налогов. Это необходимо для того, чтобы была возможность содержать в надлежащем виде города и села, заниматься их благоустройством, коммунальными сетями, дорожным строительством и ремонтом. Мы нашли понимание и поддержку в этом вопросе.

Я поднял тему восстановления дорожного фонда, который был ликвидирован несколько лет тому назад. Из-за этого существенно снизилось дорожное строительство. Если когда-то мы на Среднем Урале «тянули» по 10 тысяч километров дорог, то сейчас это количество снизилось в 10 раз, а то и более. И такая ситуация по всей России. Председателю Госдумы РФ я предложил тот же проект, который озвучивал на майском заседании Совета при полномочном представителе Президента в Уральском федеральном округе, которое состоялось в Екатеринбурге. А именно: взять 3 процента от суммы собираемого в регионах налога на прибыль и передать субъектам на дорожно-строительные нужды. Что это значит для Среднего Урала? Мы в этом году имеем 4 миллиарда рублей в дорожном фонде. А если бы приняли такой закон, то у нас бы уже было 9 миллиардов рублей. А значит, мы могли бы действительно решать проблемы внутренних дорог городов и районов и областных трасс.

Далее мы обсуждали вопрос о строительстве метро, договорились, что во втором полугодии при пересмотре федерального бюджета из профицита нам будут выделены деньги. Сегодня председатель областного правительства Алексей Петрович Воробьев и мэр Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий спустились под землю и запустили ВИРТ — проходческий агрегат, способный за 2-3 месяца выполнить годовой объем работ. Поскольку есть уверенность, что дополнительные средства у нас во втором полугодии появятся, мы решили запустить эту мощную машину, которая долгое время стояла без работы. А ведь она способна за месяц проходить сотни метров тоннелей! Темп строительства метро увеличится в разы.

Еще одна проблема, которую мы обсуждали — это транспортные развязки Екатеринбурга. Если кто из вас ездит в сторону Кольцово, наверняка заметили, что за три месяца нам удалось полностью реконструировать участок улиц Машинная-Луганская. Раньше в этом месте были километровые пробки, а теперь — свободное движение. Прямо из центра города без проблем можно попасть в аэропорт, выехать на челябинскую трассу, на Тюмень. Аналогично нам нужно расширить многие узкие места Екатеринбурга. И я очень доволен, что мы нашли понимание и практическую помощь у партии «Единая Россия».

После возвращения из Москвы я совершил ряд поездок по области, в том числе в Камышлов, Камышловский район, Нижний Тагил, Кировград, Верхний Тагил, Шалинский район, Тавду, Туринск, Слободу Туринскую и еще в ряд территорий. На этой неделе побывал в Невьянске и Новоуральске. Не буду подробно говорить обо всех поездках, отмечу лишь, что в целом доволен тем, как складывается ситуация в области.

Социальная сфера работает, все национальные проекты реализуются, экономика поднимается, везде есть рост. Отлично работают общеврачебные практики, народ доволен, что проявляется такое внимание и забота о здоровье, видят, что жизнь на селе реально меняется к лучшему.

Расскажу вам об одной интересной встрече. В Слободе Туринской есть интересный коллектив «Надежда». 75 женщин взяли заброшенный городской маслозавод и полностью восстановили производство. Руководитель «Надежды» Наталья Васильевна Кайгородова сказала, что слышала мой призыв развивать малые формы хозяйствования, собирать молоко у населения, перерабатывать его. И вот решили сделать это. В прошлом году за полугодие собрали 400 тонн молока, в этом — уже 500 тонн. И продолжают наращивать объемы.

Я всегда призывал заниматься развитием частной инициативы, ставил такую задачу и перед правительством области, и перед министерством сельского хозяйства. Сегодня мы наглядно убедились, насколько отлично это работает. После утренней и вечерней дойки хозяйки сдают молоко и тут же получают за него деньги.

С удовольствием вспоминаю еще одну встречу. В Байкалово екатеринбургский предприниматель Богданов взял брошенный завод-автомат на 18 тысяч голов свиней. В советский период его бросили немного недостроенным, он прекрасно сохранился до наших дней. Этот предприниматель выиграл конкурсные торги, заказал современный проект и пакет всего необходимого оборудования в Австрии и планирует за два года запустить свинооткормочный комплекс. Почему я вам об этом рассказываю? Он тоже начал заниматься закупкой мяса у населения и достиг хороших результатов. Сегодня ему сдают мясо жители Тавдинского, Туринского, Байкаловского, Слободо-Туринского, Ирбитского, Алапаевского районов. Человеку достаточно позвонить и оставить заявку, вскоре к нему приезжают, взвешивают, забирают скот и расплачиваются со сдатчиком на месте. То есть, у людей нет никаких проблем. Я со многими сельчанами во время поездок разговаривал, все, кто сдает молоко и мясо, говорили: «Эдуард Эргартович, мы будем держать скотину, увеличивать поголовье, будем сдавать молоко!»

К примеру, для Артинского района мы купили молокозаборные машины, так там уже жалуются, что они маленькие, по полторы тонны, а чтобы забрать молоко у всех, кто его хочет сдать, нужны трехтонные машины.

Уверен, что это желание нужно всячески поддерживать и поощрять, тогда не будет на селе ни одной семьи, которая не была бы задействована в экономике Свердловской области. Все будут заниматься молоком, мясом, затем перейдем к овощам и так далее.

Я заметил, что организация, которая занимается дикоросами, тоже очень серьезно прибавила в своей работе. В Тавде мне сказали, что за лето одна семья собрала столько грибов и ягод, что сумела купить машину. По всему Восточному округу сейчас на дорогах стоят пункты сбора грибов и ягод. Человек, выйдя из леса, может тут же сдать свой «улов», его оценят и выдадут деньги. Замечательно, что это движение так широко пошло по области!

Был я в Шале, там есть филиал Уральского оптико-механического завода. Люди там работают замечательные, и оборудование сейчас меняется на более современное. Так что у предприятия прекрасные перспективы. Идет реконструкция больницы, школа ремонтируется, одним словом, жизнь кипит.

Такое же впечатление о Туринске. А ведь совсем недавно это был очень тяжелый город. У нас в области было две таких проблемных территории — Туринск и Ирбит. Вся их энергетическая система строилась на использовании мазута. С его резким подорожанием экономика этих городов оказалась в огромном минусе, предприятия были просто обречены на гибель.

Когда мы провели газ в Ирбит и Туринск, положение сразу же изменилось. Целлюлозно-бумажный завод в Туринске, который раньше был убыточным, перейдя на газ, стал приносить прибыль. После уплаты всех налогов прибыль за первое полугодие составила 47 миллионов рублей. Думаю, что по итогам года он будет иметь 100 миллионов рублей чистой прибыли. На эти деньги уже возможно расширять производство, закупать новое оборудование, технически перевооружать предприятие.

Мы посмотрели, как идет строительство моста через Туру. Это исторический мост: его длина два километра. Он, наверное, со временем войдет в Книгу рекордов Гиннеса. Мы подтвердили наши намерения: в 2008 году открыть движение по этому мосту. В этом году на его строительство будет направлено около 400 миллионов рублей, в следующем — около 500 миллионов. В 2008 году мы его торжественно откроем и на веки вечные соединим Тавдинский район Свердловской области со Свердловской областью. Раньше жителям района приходилось ездить к нам через Тюменскую область.

В Невьянске мы открыли замечательное предприятие: завод по выпуску сухих смесей. Это просто мечта для строителей — колоссальная экономия и повышение производительности труда. Я договорился с собственниками, чтобы следующий завод был построен в Сухом Логу, там, где есть цементный завод, и строится новый — с производственной мощностью 2,4 миллиона тонн цемента в год.

Посетил несколько предприятий Екатеринбурга. Отрадно, что мы нашли силы и сохранили такой замечательный завод, как «Уралхиммаш». Это мощнейшее предприятие. Конечно, там еще идут «разборки» между собственниками: некоторые уже сидят, некоторые «спрятались» за границей. Но все эти вопросы будут решены, определится собственник и начнется реконструкция этого завода.

Завод поднимается, зарплата растет. В прошлом году работники получали 8 600 рублей, нынче в среднем — 11 200. Так мне сказал генеральный директор. Заказы появляются. Мы сохранили для экономики Свердловской области и России в целом замечательный, мощнейший завод.

Недавно к нам приезжал генеральный менеджер отдела стратегического планирования корпорации «Окума». Я рассказывал вам, что побывал в Токио с целью привлечь японцев к модернизации машиностроительного комплекса Свердловской области. В машиностроительном комплексе нашей области работает 150 тысяч токарных станков. С таким парком мы никогда не введем машиностроение в рыночную экономику. Я думаю, что для Свердловской области необходимо максимум 3 тысячи станков, а остальные нужно сдать в металлолом. То, что я видел на предприятиях Японии, выпускающих станки для металлообработки, которые в 10-20 раз производительнее наших, — это будущее. Будущее нашего машиностроения.

Я предложил здесь создать совместное предприятие, чтобы не возить из Японии станки и железо. Я вижу, что у нас есть взаимопонимание и представитель корпорации «Окума» вернулся в Японию с мыслью изучить рынок и рассмотреть наше предложение.

Провел встречу с президентом голландской фирмы «Витатрон-Медтроник». Я уже говорил вам, что у нас много людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Многие из них нуждаются в кардиостимуляторах. Мы помогаем нашим людям, но кардиостимуляторы приходится закупать. Теперь вице-президент компании дал принципиальное согласие создать совместное предприятие по выпуску кардиостимуляторов у нас в области. Я дал соответствующее поручение Уральскому электромеханическому заводу. В этом году необходимо оформить все документы, и уже в январе приступить к сборке кардиостимуляторов.

Это означает, что они станут для нас в два раза дешевле. То есть, на эти же деньги мы будем помогать в два раза большему количеству человек. Благодаря кардиостимуляторам люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями могут прожить еще десятки лет. Мы находимся на пороге этого решения.

Сегодня мы ставим очень много стимуляторов, но пока не работаем в режиме реального времени. Если врач приходит к выводу о необходимости кардиостимулятора для больного, мы не можем его поставить сразу, потому что не хватает ресурсов, а мы это делаем бесплатно. Со следующего года мы сможем делать это незамедлительно.

Я встречался с президентом корпорации «Глобал Хайат» Томасом Притцкером. Это человек, который входит в тридцатку самых богатых людей мира. Я очень детально рассказал ему о нашей области. Что-то он уже поверхностно знал. Он сказал, что будет изучать возможности развития своего бизнеса в нашем регионе.

Он подтвердил, что в октябре следующего года, как и планировалось, заканчивается строительство гостиницы «Хайат» в Екатеринбурге. Сейчас строители выходят на темп полтора этажа в неделю, чтобы успеть достроить коробку здания в этом году. Кроме того, руководство корпорации хочет изучить возможность строительства гостиницы в аэропорту «Кольцово».

Состоялась встреча с чрезвычайным и полномочным послом Королевства Дания в России Пером Карлсеном. Напомню, в прошлом году на Среднем Урале с визитом побывал принц Йоаким Датский, который остался очень высокого мнения о Свердловской области. Дания уже открывает свое торговое представительство в нашей области. Возможно, в будущем мы придем и к взаимному пониманию по вопросу открытия Генконсульства Дании в Свердловской области.

С визитом в Свердловской области побывала группа депутатов Государственной Думы РФ во главе с членом президиума Генерального совета партии «Единая Россия», заместителем председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Владимиром Пехтиным. Владимир Пехтин много лет назад первый поддержал строительство Белоярской атомной электростанции (в то время он являлся начальником главка, строящего гидроэлектростанции). Он профессионал в этом деле и понимал всю значимость строительства атомной электростанции. Сейчас, обладая законодательной властью, Владимир Пехтин всячески поддерживает развитие атомной энергетики. Мы побывали на строительной площадке четвертого энергоблока БН-800 Белоярской атомной электростанции, обсудили ряд вопросов, касающихся возведения станции. На совещании было сказано о том, что к 2012 году (как мы и планировали) будет пущен БН-800. Мощность станции составит 880 мегаватт — это на 260 мегаватт больше, чем дает БН-600. Затем будет проектироваться новая атомная электростанция в два с половиной раза мощнее (1800 мегаватт). Запланировано строительство завода по подготовке топлива для электростанций. Город Заречный получает колоссальное развитие. Благодаря увеличению строительных работ на БН-800 население города увеличится в разы. Кроме того, мы с Владимиром Пехтиным обсудили ряд вопросов, касающихся бюджета и достигли полного взаимопонимания.

22 августа провели торжества в поселке Усть-Утка Горноуральского городского округа, посвященные Дню Государственного флага РФ. Открыли в поселке памятник тем людям, которые своим потом и трудом осваивали земли, которые пыталось завоевать сибирское ханство и продвигали Российскую империю на Дальний Восток. В Усть-Утке собралось много народу — около 4 тысяч человек. Мы постарались сделать настоящий праздник.

Построили и открыли в Усть-Утке музей, мост через речку Межевая Утка. Люди на протяжении 400 с лишним лет через речку ходили в резиновых сапогах бродом. Заасфальтировали улицы в поселке. Я наблюдал интересную вещь: все-таки, какой народ у нас бережливый?! Улицы заасфальтированы, а народ ходит мимо дороги. Ходит мимо и смотрит на дорогу! Что Вы смотрите, вы идите по ней! Это же сделано для Вас! Все эти изменения привели к тому, что в одночасье дома в Усть-Утке, которые стоили 50 тысяч рублей, стали стоить 150-200 тысяч рублей. Главе Усть-Уткинской территориальной администрации были вручены ключи от школьного автобуса, переданного поселку правительством Свердловской области.

23 августа состоялось первое заседание межведомственного экспертного медико-технического совета при губернаторе, на котором мы обсудили важнейший вопрос — производство медицинского оборудования на уровне мировых стандартов. Мы вышли уже на проект постановления правительства Свердловской области, в соответствии с которым предполагается увеличить производство медицинского оборудования в шесть раз. И, конечно, планируется колоссальное расширение номенклатуры.

Экспертный совет будет заседать с периодичностью раз в квартал. Следующее заседание совета состоится в ноябре. На нем будет отработана программа расширения номенклатуры производства лекарств. Мы можем не только очень серьезно закрыть рынок России своей продукцией, но и составить конкуренцию иностранным фирмам, поставляющим лекарства. Этому вопросу будет уделяться особое внимание.

Состоялось открытие Центра деловой авиации в аэропорту «Кольцово». Отметили День города Екатеринбурга — прогулялись по замечательной пешеходной части улицы Вайнера. Мне довелось много поездить по миру и хочу сказать не просто, потому что я губернатор Свердловской области, а потому что это действительно так: я такой улицы не видел ни в одной столице ни одного государства! Меня ознакомили с проектами того, что будет сделано к следующему празднованию Дня города — это уникальное место для людей, где они смогут отдыхать, встречаться. На этой улице будет многое зарождаться.

Состоялась встреча с новым начальником Уральского таможенного управления Владимиром Сорокиным. В аэропорту «Кольцово» провели совещание по строительству второй очереди: утвердили генплан и срок сдачи объекта в эксплуатацию — октябрь 2007 года. Сейчас думаем о том, как дополнительно ко второй очереди в эти сроки построить современную хорошую гостиницу, чтобы у нас был соблюден мировой стандарт: прилетаешь в аэропорт, выходишь из самолета и идешь свободно без багажа в гостиницу (если ты решил остановиться в гостинице). Затем сообщаешь номер, в котором ты остановился, и туда приносят твой багаж. И наоборот, когда улетаешь — идешь со свободными руками на посадку, а твой багаж грузят в самолет и выдают багажную квитанцию.

С мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким обсудили план строительства делового и торгового центра на 11-м километре Кольцовского тракта. Кто ездит по Кольцовскому тракту, видел наверняка карьер, который выкопали, пока делали дорогу. В карьере чистая артезианская вода, глубина его около 35 метров. Появились фирмы, которые в течение года, возможно, построят современную базу отдыха на этом пруду. А напротив этой базы будет стоять деловой и торговый центр. В октябре будут готовы разработки и окончательный макет. Мы проведем градостроительный совет, на котором утвердим все документы и начнется проектирование этого объекта.

Поздравил двух руководителей известных свердловских предприятий Леонида Шалимова и Владимира Годлевского с 60-летием. 30 августа состоялась встреча с генеральным директором авиакомпании «Аэрофлот» Валерием Окуловым, который открыл новый офис «Аэрофлота» в Екатеринбурге. Заодно, как нашего земляка, я попросил его проработать вопрос открытия прямого рейса Екатеринбург — Токио. Для нашего региона это имеет такое же значение, если обратиться к историческим аналогиям, как Петр Iоткрыл окно в Европу. Если мы откроем сообщение Екатеринбург-Токио, мы откроем окно в Азию.

А сейчас, пожалуйста, ваши вопросы.

Областная газета:

— Эдуард Эргартович, завтра — 1 сентября. Может быть, Вы вспомните, как Вы шли в школу. В этой связи вопрос: как Вы оцениваете готовность школ Свердловской области к началу нового учебного года?

И еще один вопрос: в свое время Валентина Матвиенко попыталась позиционировать Санкт-Петербург не только как «окно в Европу», но и как столицу Европы. Судя по тому, что Вы озвучили поручение Президента начать подготовку заседания Шанхайской организации сотрудничества, которое должно состояться в Екатеринбурге в 2009 году, Европа приближается к Уралу?

Эдуард Россель:

Конечно, наблюдая за сегодняшними первоклассниками и той подготовкой, которая ведется в школах к новому учебному году, мне не хотелось бы вернуться в то время, когда я пошел в первый класс. Я учился в бараке, на четыре класса у нас был один преподаватель. Занятия шли у всех одновременно, а учительница ходила по разным комнатам, давая задания первым, вторым, третьим и четвертым. Барак, в котором мы учились, мы же сами и отапливали, сами заготавливали дрова, сами носили воду, все делали сами и еще учились. Буквари получали такие истертые, что в некоторых буквы были еле видны. Сегодня все первоклашки идут в школу с новыми букварями, мы говорим о компьютеризации школ. В этом году подготовка идет значительно лучше — мы выделили около 200 миллионов рублей на книги и закрыли практически всю потребность в учебной литературе. В этом году мы вышли на тот уровень, когда практически все заявки удовлетворены, компьютеризация школ подходит к завершению. И тем не менее, если можно было бы вернуться в первый класс, я согласился бы.

Валентина Матвиенко, действительно, презентовала Санкт-Петербург как столицу Европы. Давайте обратимся к истории. Петр I, когда строил Санкт-Петербург, так и мыслил приобщить Россию к европейской цивилизации. Но одновременно он смотрел и в Азию, видел, что творится с той стороны, какие попытки захвата и так далее. Не случайно был подписан указ о строительстве Екатеринбурга. Поэтому у нас в России де-факто — три политических центра исторически. Санкт-Петербург — это возможность интеграции России в Европу, Москва как геополитическая столица России и Екатеринбург как столица Евразийского экономического сообщества. Если это будет создано (я в этом уверен), Екатеринбург приобретет мощное экономическое и политическое влияние на азиатские государства.

Что касается ШОСа (Шанхайской организации сотрудничества), то бывают в жизни такие замечательные совпадения, когда наши мысли о создании такого центра получили поддержку Президента и он решил провести здесь заседание ШОСа. И это происходит не случайно, а потому, что Президент понимает потенциал Екатеринбурга, его значение. Мы находимся в центре всех транспортных и информационных коммуникаций, обладаем огромным интеллектуальным потенциалом. Наша идея о создании здесь Большого Евразийского университета реализуется и это будет колоссальный проект XXI века в системе образования. У нас есть все для этого. Кстати, Евразийский комитет официально поддержал инициативу губернатора Свердловской области о создании здесь центра евразийских государств и работа в этом направлении уже идет. В октябре я встречаюсь с министром иностранных дел РФ Сергеем Викторовичем Лавровым, с которым мы уже предметно будем обсуждать этот вопрос с точки зрения организации. Готовиться мы будем очень серьезно. За два года Свердловская область станет значительно мощнее. Мы каждый год прирастаем на 8 процентов. Мы построим колоссальное количество объектов. Сейчас даже трудно точно сказать, сколько. Достаточно сказать, что к нам прилетит 80 самолетов и мы будем готовы их принять. Мы должны построить новую третью взлетную полосу аэродрома, которая будет принимать все типы самолетов. Строительство начнется в следующем году. Аэропорт «Кольцово» станет единственным аэропортом, который будет иметь три полосы. На это будет потрачено 6,5 миллиардов рублей, принципиальная договоренность с Министерством транспорта уже есть. Мы начали строительство второй очереди аэропорта, в будущем году закончим и сразу же приступим к третьей. То есть к моменту проведения ШОСа мы закончим аэровокзальный комплекс, посадочные полосы, оборудование. Это будет аэропорт XXI века. И так далее: гостиницы, развязки, дороги, институты, офисные здания, предприятия малого и среднего бизнеса. Мы очень серьезно подготовимся к этому мероприятию, потому что оно ставит Свердловскую область на самую высокую ступень экономической и политической жизни в России.

Радиостанция «Эхо Москвы»:

— Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что «Единая Россия» использовала административный ресурс для исключения из избирательных списков Российской Партии жизни. Вы, как первый человек в списке партии «Единая Россия», прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание.

Эдуард Россель:

— Комментарий очень простой: я никогда не вмешивался в деятельность избирательной комиссии за все 15 лет. Я даже с В. Мостовщиковым не говорил по этому поводу. Это вопрос избирательной комиссии и законодательства Российской Федерации. Если есть спор, его решает только суд. Я знаю, что избирательная комиссия подала в суд, об этом знает вся Россия. Вчера областной суд заседал с 10 утра до 9 вечера и принял решение поддержать избирательную комиссию, не регистрировать список РПЖ. В такие дела я никогда не вмешиваюсь, потому что суд — это самостоятельная власть в России. У нас три власти: законодательная, исполнительная и судебная. Там есть свои специалисты и мешать их работе неэтично.

Информационное агентство «Европейско-Азиатские новости»:

— Если позволите, у меня два вопроса. Принято решение об увеличении надбавок к зарплатам спортсменов, врачей. Из каких источников будут выделяться эти деньги, хватит ли этих средств?

И второй вопрос: Вы много внимания уделили дорожному строительству. Как Вы считаете, в нашем регионе дороги лучше, чем в других? Что еще нужно сделать, чтобы дороги были лучше?

Эдуард Россель:

— Прежде чем мы принимали решение об увеличении надбавок, мы смотрели на возможности нашего бюджета, чтобы людей не обманывать и не подводить. Принятое решение обязательно будет выполняться.

Отвечая на второй вопрос, хочу сказать, что когда рядом с тобой два-три бедных соседа, кто из них беднее, а кто богаче — сказать очень тяжело. Ситуация с дорогами везде одинаковая, но в последнее время несколько лучше в Свердловской области, потому что мы смогли убедить федеральные органы выделить деньги на восстановление дорог пермского, тюменского направления. В нынешнем году на условиях софинансирования нам выделили в два с половиной раза больше денег. Это позволило нам вести строительство дорог сразу по нескольким направлениям: в обход Каменска-Уральского, Заречного, продолжаем вести дорогу на Североуральск. Мы начали важнейшую дорогу, просто трассу стратегического направления Ивдель — Ханты-Мансийск. Это 148 километров.

Тендеры на строительство этой дороги проведены уже на расстояние 75 километров. Нынче началось строительство. За 7 месяцев сделано уже 14 километров дороги. Следующий тендер мы проведем, вероятно, в октябре и предложим на нем строительство последних 73 километров трассы. К началу следующего года у нас будут определены исполнители работ на всю длину трассы.

Когда я был на приеме у заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, я предложил: выделяйте по два миллиарда рублей в год, и мы за три года построим эту дорогу. По принципу софинансирования: 30 процентов средств мы берем на себя, а 70 процентов берет Федерация. Сейчас этот вопрос находится в стадии обсуждения.

«Областное телевидение»:

— Эдуард Эргартович, один «сезонный» вопрос: как у нас идет подготовка к отопительному сезону?

Второй вопрос касается предстоящего в декабре съезда партии «Единая Россия», который будет посвящен промышленной политике. Расшифруйте, пожалуйста, понятие «промышленная политика» в понимании партии и государственной власти.

Эдуард Россель:

— Мы каждый год серьезно занимаемся подготовкой к зиме. Со стороны правительства области идет строгий контроль за работой муниципальных образований в этом отношении. За счет средств областного бюджета ведется строительство сети газопроводов. В нынешнем году будет введено 500-600 километров газопроводов, 30 газовых котельных, которые заменят целый ряд электрических и угольных котельных.

Если не вдаваться в подробности и анализ по каждому местному самоуправлению, я бы хотел в целом сказать: мы подготовимся к зиме и вовремя пустим тепло.

Что касается промышленной политики, то я должен сказать, что до последнего времени по-настоящему промышленной политики в России не было. Были только отдельные краткосрочные решения правительства РФ по тому или иному вопросу. Нет такого плана, каким когда-то был план ГОЭЛРО, к примеру, или план освоения Урало-Кузбасского региона, когда были заложены крупнейшие промышленные предприятия — Уралмаш, Уралвагонзавод, НТМК и так далее. Сегодня каждый субъект Федерации развивается так, как он сам это понимает, на каком уровне это понимает губернатор, исполнительные органы власти, законодатели. А надо бы иметь осмысленный документ, по которому мы бы знали, что делают Курганская, Челябинская, Пермская области, что делает государство в этих субъектах с точки зрения развития промышленности.

Такого планирования нет, и в результате мы наталкиваемся на различные ситуации. К примеру, в Свердловской области разработан стратегический план развития на 15 лет. Мы разработали его своими силами и отразили в нем свое понимание путей развития внутренней экономики России, что будет происходить в мировой экономике. Это достаточно подробный, детальный план на среднесрочную перспективу. И как вы видите, мы его выполняем и перевыполняем. Мы пришли к выводу, что совершенно правильно оценили состояние внутреннего и внешнего рынка. И вот мы столкнулись с нехваткой электроэнергии. Сказывается то, что в России нет государственной структуры, которая сводила бы балансы отраслей. Поэтому и правительство России вынуждено действовать вслепую, и мои предложения РАО «ЕЭС России» о развитии энергетики (а нам надо прибавить к тому, что было создано в советское время, 9 тысяч мегаватт, еще 5 тысяч мегаватт, чтобы выйти в итоге на 14 тысяч мегаватт электроэнергии в год), остались без ответа. Ничего не делается!

В связи с этим мы приняли свое постановление правительства о развитии генерирующих мощностей на базе газа и угля. Для этого мы привлекаем частные инвестиции.

Я понял, что Президент РФ Владимир Путин провел принципиальный разговор с руководителями, которые отвечают за энергетическое обеспечение промышленности. После чего глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс предложил мне подписать соглашение по развитию энергетических систем Свердловской области. Мы ему представили готовые к подписанию документы, которые сейчас им изучаются.

Будут реконструироваться все электростанции без исключения: Серовская, Богословская, Нижнетуринская, Верхнетагильская, Среднеуральская ГРЭС, Ново-Свердловская ТЭЦ. Рефтинская ГРЭС будет серьезно модернизирована. Будут также строиться генерирующие мощности с использованием газа, которые позволяют получать самую дешевую электроэнергию — 46 копеек за киловатт.

Так вот, должна быть разработана промышленная политика. Партия «Единая Россия» — единственная партия, которая взялась за то, чтобы 2 декабря здесь, на своем 7 съезде провозгласить программу промышленной политики как политический документ для решения проблемы в России. Мне предложено сделать доклад, я готовлюсь к этому выступлению. Буду делать доклад о промышленной политике на базе Свердловской области. Речь идет о промышленной политике Урала и Сибири, вот так стоит вопрос в повестке съезда. А Урал и Сибирь, для сведения вам говорю, дают более 50 процентов бюджета России. И без развития Урала и Сибири в нашем государстве очень серьезные проблемы.

Газета «Режевская весть»:

— Эдуард Эргартович, Вы сейчас говорили о строительстве больших дорог и развязок, а я хочу сказать Вам большое спасибо за то, что у нас начато строительство дороги в маленький поселок Озерный. Деньги выделены из областного бюджета, спасибо вам за это большое и приглашаем Вас на открытие дороги. Еще приглашаем Вас посмотреть наши городские общеврачебные практики. А вопрос у меня такой. Есть ли перспектива развития городских общеврачебных практик?

Эдуард Россель:

— Спасибо за приглашение, я это не забуду.

Газета «Режевская весть»:

— Вы обещали к нам приехать.

Эдуард Россель:

— Да, я обещал, но я хочу, чтобы вы понимали, что есть проблемы и вопросы, которые требуют находиться здесь, есть проблемы, по которым надо мотаться в Москву или еще куда-нибудь. Во-вторых, у нас 162 тысячи предприятий в Свердловской области. Разделите эту цифру. Если даже ничем не заниматься, а посещать по 4 предприятия в день, Вы поймете — что это такое.

Газета «Режевская весть»:

— Мы все равно ждем.

Эдуард Россель:

— Да, я думаю, что приеду. Что касается ОВП, то мы программу по ним утвердили. Кстати говоря, мы признаны инициаторами создания общеврачебных практик в России, изучается наш опыт, популяризируется, наши документы запрашивают. Мы в этом году построили более 80 ОВП, до конца года будет еще 40. В следующем году откроем 130 ОВП на селе. Начинаем подбираться к городским ОВП, потихонечку приступаем к реализации этой программы. Наша цель такова: чтобы врачи обследовали, держали под контролем здоровье всех уральцев в режиме, как говорится, он-лайн, наблюдали за человеком: ежегодно один раз каждый должен быть диагностирован. И тогда у нас будет совершенно другое положение и со смертностью, и с рождаемостью. Динамика значительно улучшится.

Телевизионное агентство Урала:

— Позвольте несколько вопросов. Во-первых, в последнее время очень много говорится о визите на Урал куратора национальных проектов, первого вице-премьера российского правительства Дмитрия Медведева. В этой связи не могли бы Вы сказать: возможно, к этому визиту приурочивается пуск каких-нибудь объектов, связанных с национальными проектами?

И второй вопрос: на прошлой неделе состоялась ваша встреча с полпредом Президента в УрФО Петром Латышевым. Информации о ней очень мало. Не смогли бы рассказать о ней подробней? И последнее: в преддверии Дня танкиста и впервые празднуемой в Свердловской области Недели танковых войск и танкостроителей хотелось бы узнать, какие нас ожидают интересные события? И продолжая эту тему: мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, как известно, бывший танкист. Может, вы собираетесь как-то поздравить его с этим праздником?

Эдуард Россель:

Да, приезд к нам Дмитрия Анатольевича Медведева планируется. Мы готовимся к этой встрече, готовится аппарат представителя Президента в УрФО, занимается заместитель полномочного представителя Президента Виктор Фёдорович Басаргин. Совместно отрабатываем единый формат встречи. Акцентирована эта встреча будет на приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жильё — гражданам России». Как вы знаете, мы каждый день что-нибудь пускаем. Может, что-либо подойдёт и к дню визита. Но, думаю, подробней остановимся, постараемся привлечь его внимание к идее создания Большого Евразийского государственного университета. Постараемся объяснить идеологию нашего подхода: как собираемся проектировать и строить, каким наполнять содержанием. Дальше — детально познакомим с бизнес — проектами застройки жилых микрорайонов «Академический» и «Правобережный-ВИЗ», с коттеджным комплексом. И, конечно же, будет идти речь о развитии инфраструктуры: дорогах, развязках, метро и так далее.

Кстати говоря, вчера у Петра Михайловича Латышева был день рождения. Я его поздравил, пожелал ему здоровья, удачи на благо России, Уральского федерального округа и Свердловской области. Если говорить о встрече, о которой вы спрашиваете, то, прежде всего, мы обсудили итоги социально-экономического развития нашей области в первом полугодии, итоги нашей недавней встречи с председателем Государственной Думы Российской Федерации Борисом Вячеславовичем Грызловым, обсуждали вопросы жилищного строительства и предстоящего визита Дмитрия Анатольевича Медведева.

Теперь о Дне танкиста. Отмечается 60-летие, как был учреждён этот профессиональный праздник, и 70 лет нашему прославленному Уральскому вагоностроительному заводу. Думаю, вам не надо рассказывать о роли Уралвагонзавода в победе в Великой Отечественной войне. Просто напомню, что 35 процентов всех советских танков, выпущенных в годы войны, сошли со сборочного конвейера этого завода, обеспечив Победу, в том числе и под Курском — в легендарном, самом мощном в мире танковом сражении.

Что касается поздравления с Днём танкиста Аркадия Михайловича Чернецкого. Конечно, поздравлю! А покататься… Мы с ним недавно катались, когда открывали автоцентры «Тойота Центр Екатеринбург Запад» и «Лексус-Екатеринбург». Я его прокатил от центра до ГАИ по Первоуральскому тракту. Повернули назад. Теперь, говорю, меняемся, посмотрю, как ты водишь. Ничего, он молодец, водит хорошо. Попробовали легковую машину и джип… Не исключена возможность, и в танке покатаемся, тем более, что я катался: у меня брат подполковник, командир танкового батальона. Так что я знаю, что это такое.

Журнал «Регионы России»:

— Эдуард Эргартович, нас интересует реализация межрегионального проекта «Урал промышленный — Урал полярный». На какой стадии сегодня находится его воплощение?

Эдуард Россель:

— Мы этот вопрос в ходе последней встречи детально обсуждали с Петром Михайловичем Латышевым. Дело в том, что все ресурсы, которыми располагает Тюменская область, востребованы нашей областью. Всё, что надо для реализации этого проекта, выпускаем мы: трубы, рельсы, шпалы, кабель, контактные провода, металлоконструкции, мосты — всё материальное обеспечение проекта за нами. Дальше, предполагается построить автомагистраль вдоль Уральского хребта, а пойдёт она также от Свердловской области. Предполагается строительство железной дороги на север, от Полуночного — это несколько северней Ивделя.

Обсуждали и такой очень интересный вопрос: мы являемся первыми потребителями газа на пути от месторождения, у нас очень значительный рост объёмов потребления. Партнёрство с «Итерой» мы начали с 14 миллиардов кубометров, а на следующий год рассматриваем в соглашении уже поставку 21 миллиарда. В ближайшие пять — шесть лет мы выйдем на потребление 30 миллиардов кубометров газа в год. Поэтому имеет смысл вдоль этой дороги построить специальный газопровод, ведущий в Свердловскую область.

Если учесть, что со временем мы всё в большей степени будем влиять на реализацию этого проекта, то может статься, что мы окажемся ответственны за его реализацию. Создаётся специальная компания по осуществлению данного проекта с регистрацией в Екатеринбурге. Мы будем с ней взаимодействовать, помогать в реализации.

Телекомпания «Россия — Урал», программа «Реноме»:

— Эдуард Эргартович, будет ли востребован проект «Екатеринбург — Сити» после завершения строительства? Найдутся ли для него арендаторы? Риэлтеры сомневаются.

Эдуард Россель:

— Предварительно был сделан глубокий анализ. Эту землю мы отвели солидной, серьёзной Уральской горно-металлургической компании. Считаем, что эта компания может реализовать данный проект. Мы презентовали этот проект в Каннах и получили высочайшую оценку. Весь мир знает, что Екатеринбург строит «Сити — центр». Конкурс на застройку выиграли французы. И они же выиграли право строить микрорайон «Академический». Кстати говоря, они выиграли и другой проект — «Стражи Урала».

Так вот, проведён анализ потребности в зданиях. И я скажу, придёт время, когда компания, зарегистрированная в Москве, но имеющая заводы на Урале, будет возвращаться сюда — регистрироваться здесь и открывать офисы. Приведу лишь один живой пример: я говорил с Александром Григорьевичем Абрамовым («ЕвразХолдинг») и он заявил: как только появятся эти здания — переведём сюда центр управления холдингом. А у нас за пределами Екатеринбурга практически один «ЕвразХолдинг»: УГМК — здесь, СУАЛ — здесь, Трубная металлургическая компания — здесь, мощный танково-артиллерийский холдинг создаётся — и зарегистрирован будет тоже на нашей земле. Так что «Сити — центр» будет востребован. Кроме того, поднимется корпус пятизвёздной гостиницы «Хайат», там рядом ещё три отеля, правда, трёхзвёздные. Замечу, офисные здания будут доходить до 80 этажей. Вчера пришла информация, что Екатеринбург занял второе место в мире по количеству зданий, имеющих более 10 этажей. После Парижа!

Газета «Верх-Исетский рабочий»:

— Известно, что у «ВИЗ-стали» недавно появился новый собственник — Липецкий металлургический завод. Насколько я знаю, с единоличным собственником. Будет ли встреча у вас с его владельцем, Владимиром Лисиным? И вообще, как вы относитесь к подобным объединениям?

Эдуард Россель:

— На стадии объединения я был противником. Я боялся того, что, если завод наш возьмёт Лисин, а у него есть точно такой же завод, который загружен на 50 процентов, ничего хорошего не получится — он закроет ВИЗ как конкурента, а рынок уральцев, который уже накатан, возьмёт на себя и будет поставлять туда продукцию наполовину загруженного завода. Учитывая, что я, как губернатор, имею возможность влиять на этот процесс, я официально высказал Лисину свои сомнения. Он встретился со мной и сказал: Эдуард Эргартович, такого не будет никогда: хочу взять завод, чтобы, наоборот, сделать очень серьёзную модернизацию его по мощности и номенклатуре. Я думаю, что ошибался в своей первоначальной оценке. Вижу, он серьёзно занялся заводом. Мы постоянно перезваниваемся по телефону. В ближайшее время он приедет, чтобы встретиться с председателем правительства Свердловской области Алексеем Петровичем Воробьёвым, презентует программу развития этого предприятия. Более того, мы выделяем ему 50 гектаров земли за нашим артиллерийским институтом для строительства международного центра по спортивной стрельбе. (Он является председателем Федерации стендовой стрельбы). Обсудим возможности его участия в решении социальных вопросов Свердловской области. Так что достигнуто полное взаимопонимание. И, как в жизни бывает — иногда поначалу не всё склеивается, а потом люди оказываются друзьями. Да ещё какими крепкими! Потому что на стадии формирования дружбы во всём разобрались.

Информационное агентство «Уралполит. ру»:

— Вчера руководитель «Аэрофлота» сделал заявление, что аэропорт «Кольцово» не сможет стать транспортно — логистическим центром из-за очень высоких цен на топливо. Ваш комментарий?

Эдуард Россель:

— Валерий Михайлович Окулов, конечно, не прав. Почему? Потому что исходит из сегодняшней ситуации. Сегодня, действительно, у нас очень дорогое авиатопливо — керосин. Но связано это с тем, что мы ведём, если так можно сказать, расширенное воспроизводство. Мы построили первую очередь аэрокомплекса, начали вторую, в планах — третья, мы должны поставить на этой площадке гостиницу, логистический центр на 100 тысяч квадратных метров и самое главное — успеть «вписаться» в мир. Ситуация такова: либо мы впишемся сейчас, либо будет поздно. Потому так велики сейчас затраты. С пуском второй очереди нагрузка на стоимость керосина упадёт. И пассажирооборот, по оценкам специалистов, тотчас увеличится почти на 20 процентов в год. Поспособствуют нашей экономике и полёты «Аэрофлота». Плюс «Финнаэро» три раза в неделю планирует летать по маршруту Хельсинки — Екатеринбург. Думаю, мы обязательно решим вопрос и по рейсу Екатеринбург — Токио. Пассажирооборот увеличится, а с ним нагрузка на топливо будет падать. Так что явление, о котором вы спрашиваете, оно — временное.

Интернет-агентство URA.RU:

— Эдуард Эргартович! Новым председателем Евраз-Холдинга стал Роман Абрамович. Есть информация о том, что во время одной из своих командировок в Москву Вы с ним встречались и даже договорились о том, что он приедет сюда на НТМК. Это правда? И второй вопрос — Вы стояли у истоков создания СУАЛ-Холдинга и появились сведения, что СУАЛ объединяется с РУСАЛом. В курсе ли Вы этой ситуации, одобряете ли их действия?

Эдуард Россель:

— Действительно, Роман Абрамович купил 41 процент акций ЕВРАЗ-Холдинга и является сейчас главным его акционером. Это не контрольный пакет, поскольку у Александра Абрамова 20 процентов, но все равно его пакет самый большой. Он подходит к вопросу как экономист, как бизнесмен, менеджер. Он говорит, что его интересовала высокая стоимость акций холдинга. Он готов заниматься капитализацией с точки зрения поднятия стоимости его акций. Мы договорились о том, что будет согласовано время, он приедет сюда и мы с ним обсудим проблемы комбината. В частности, вопросы стана-5000. Кстати, то что, мы предсказывали в 2000 году — оказалось, что мы были точны, как никогда. Если бы сейчас ЕВРАЗ-Холдинг обладал этим станом, то он бы оправдался за 2 года. Эти «ребятишки» в силу своей неподготовленности «проспали» «золотой» проект. Но сегодня еще не поздно и я об этом сказал Абрамовичу. Газовых сетей по России 150 тысяч километров и с каждым годом они стареют. Требуется замена, поднятие давления в газопроводах — трубы будут востребованы очень и очень долго — столько, сколько Россия будет качать газ.

Вы правильно заметили, что идут разные слухи о продаже акций СУАЛ — это все слухи. СУАЛ не продает свои акции — речь идет об объединении компаний. Но речь об этом идет очень давно — периодически выходит на страницы Интернета и СМИ, исчезает и появляется вновь. Логично бы было, если бы Россия имела мощную алюминиевую компанию, и не две, а одну для того, чтобы уверенно чувствовать себя на мировом рынке и противостоять конкурентам. И для этого есть предпосылки. Виктор Вексельберг развил мощности по добыче бокситов в республике Коми. Я только что говорил с Виталием Потылициным, — он отвечает за строительство глиноземного комбината, который будет обеспечивать производства в Иркутске и Братске. Мы в этих мощностях не нуждаемся — у нас есть свои бокситы и нам их хватает. А этот комбинат будет обеспечивать потребности компании Олега Дерипаски. Думаю, что процесс обсуждения идет и как бизнесмены договорятся, мы увидим.

Агентство «Новый регион»:

— Появилась информация о том, что Рособоронпром собирается купить Уральский завод гражданской авиации. Известно ли Вам об этом? И второй вопрос: как Вы оцениваете объединение трех политических партий — РПЖ, «Родины» и Партии пенсионеров? Смогут ли они стать реальной оппозицией партии «Единая Россия» на выборах в областную Думу?

Эдуард Россель:

— Этот завод стратегический и в свое время было наделано много ошибок в приватизации подобных предприятий. Сейчас, и я вижу это, идет процесс сбора этих заводов под крыло государства, для того, чтобы Россия имела стратегическую и оборонную мощь. И я в этом не вижу ничего плохого и приветствую это. Оборонпром взял 60 процентов акций ВСМПО и ничего не случилось. На предприятии идет модернизация, в нее ежегодно вкладывается по 40 миллионов долларов инвестиций. Корпорация «Боинг» подписала исторический контракт на 24 года и 18 миллиардов долларов. Готовится контракт с «Эйрбасом» на более чем 10 миллиардов долларов. И никаких проблем нет. Есть и частные лица — акционеры, есть и контрольный пакет государства.

Политических оценок слиянию партий я не даю. Мне сложно оценивать — слишком быстро все это происходит. Я не понимаю, что они нашли между собой общего для того, чтобы объединяться.

Нет больше вопросов? Выдохлись? Я хочу с вами попрощаться до октября. До свидания.

Аудиоверсия
Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна