Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200520062007
АпрельМайИюнь
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Пресс-релиз за 20 мая 2006

1-ая страница
пресс-релиза за
20 мая 2006 года

Выступление губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя на пленарном заседании XIРоссийского Экономического Форума

Уважаемые участники форума! Дамы и господа!

Тема очередного, одиннадцатого по счету, Российского экономического форума, продиктована самой жизнью. Стремясь проанализировать ход экономических и социальных преобразований в России, выработать конкретные рекомендации по укреплению экономической мощи нашей страны, по качественному улучшению жизни россиян, каждый форум мы посвящали самым острым, порой полемичным и требующим всестороннего обсуждения темам.

Посвятив XIРоссийский экономический форум обсуждению экономических основ национальных проектов повышения качества жизни населения, мы не только затронули самую злободневную на сегодняшний момент тему, но и получили возможность еще раз убедиться в том, что наша совместная работа приносит свои весомые плоды. Сегодня в социальной политике государства происходят коренные изменения и многое из того, что предлагалось на предыдущих форумах, успешно воплощается в жизнь.

Задача формирования новой модели общественного развития, где приоритет будет отдан сферам, обеспечивающим развитие личности и человеческого потенциала, всегда звучала на наших форумах.

В очередном Послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин еще раз подчеркнул, какое огромное значение имеют для России и для всех россиян национальные проекты развития здравоохранения, образования, повышения доступности жилья, модернизации агропромышленного комплекса. Мы рассматриваем эти проекты как начало формирования новой долгосрочной стратегии социальной политики, новой социальной доктрины Российской Федерации, которая не должна ограничиваться 2006-2007 годами.

Социально-экономическая ситуация в стране подтверждает оценки и прогнозы, сделанные на десятом Российском экономическом форуме.

По темпам экономического роста — 6,4 процента в 2005 году — Россия продолжает опережать развитые страны.

Мы являемся свидетелями укрепления финансового состояния государства.

Золотовалютные резервы за 2005 год выросли на 57 миллиардов долларов, и сегодня уже превышают 220 миллиардов долларов США. Значительные ресурсы накоплены в Стабилизационном фонде (более полутора триллионов рублей), в досрочном порядке осуществляются выплаты по внешнему государственному долгу. Расширение потребительского спроса остается важнейшим фактором роста российской экономики.

Отдавая должное произошедшим позитивным изменениям, не могу не остановиться на проблемах экономического развития России. В первую очередь, нас по-прежнему не устраивает качество инвестиционного экономического роста.

Стремительный рост производства в добывающих отраслях, их несомненное лидерство в доходности не стимулируют инвестиции в эти отрасли. Тем самым сдерживается структурная трансформация, подрываются стимулы к разностороннему развитию производства, замедляются структурные реформы.

Инфляция в 2005 году была хоть и ниже, чем в 2004 году, но значительно превысила первоначально установленный целевой уровень — почти 11 процентов против 8,5 процентов. Аналогичная ситуация складывалась и в начале текущего года. Причем наряду с монетарными факторами, существенное влияние на ее величину оказал рост тарифов естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства.

Эти и ряд других тенденций не способствуют ускоренному экономическому росту.

Не случайно в очередном Послании Федеральному Собранию президент подчеркнул, что «если мы не устраним некоторые проблемы, если мы не улучшим основные макроэкономические показатели, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки».

Но самая главная проблема — это то, что в стране сохраняются серьезные социальные диспропорции.

Несмотря на реализацию программы по преодолению бедности, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, сократившись с 1998 года на 5 миллионов человек, на сегодня остается весьма значительной — 19 миллионов человек.

При этом в России сложилась категория, если можно так сказать, «новых бедных», качественно отличающая нашу страну от многих индустриально развитых стран. У них бедность традиционно локализуется среди социально уязвимых слоев, таких, как мигранты, семьи безработных. У нас в общем числе бедных около 35 процентов составляют полные семьи работающих граждан с одним - двумя детьми.

Это следствие низкого уровня заработной платы.

Заработная плата россиян при той же квалификации в разы ниже, чем в других индустриальных и постиндустриальных странах. На зарплату в России идет 32-34 процента ВВП, в то время как в развитых странах этот показатель достигает уровня 60-70 процентов.

Мы понимаем, что рост зарплаты должен сопровождаться ростом производительности труда. Но члены Национального экономического совета всегда подчеркивали, что оплата труда, не обеспечивающая условия для нормального воспроизводства рабочей силы, не ведет к пропорциональному росту производительности труда, снижает предпринимательский интерес к технологическому совершенствованию производства, ведет к снижению платежеспособного спроса и, следовательно, тормозит экономический рост.

Серьезные опасения вызывает продолжающееся расслоение россиян по уровню доходов.

По данным статистики сегодня сумма доходов 10 процентов наиболее высокодоходных слоев населения превышает сумму доходов 10 процентов россиян с наименьшими доходами в 15 раз. Это самый высокий показатель за все время существования новой России. И обозначает он, что основную выгоду от экономического роста, от преуспевания России, получают состоятельные слои населения.

По расчетам Института экономики Российской академии наук, сегодняшний экономический рост в России порождает прирост доходов богатых примерно в 40 раз выше прироста доходов бедных.

В России величина расходов на образование по отношению к валовому внутреннему продукту в 2 раза, на здравоохранение — в 3 раза ниже, чем в ведущих европейских странах.

Закономерен результат: Россия отстает от европейских стран по уровню инвестирования и, соответственно, развития человеческого капитала и социального потенциала.

По данным последнего доклада Организации Объединенных Наций о развитии человека по индексу человеческого потенциала, при расчете которого учитывается средняя продолжительность жизни, размер ВВП на душу населения и уровень грамотности Россия занимает 62-е место из 177 государств, опустившись при этом по сравнению с прошлым периодом на 5 позиций.

И, наконец, о самой острой - по определению Президента Российской Федерации — проблеме современной России — о демографии.

Мы на заседании Национального экономического совета, рассматривая доклад НЭС форуму, много обсуждали ее. Более того, по предложению председателя Торгово-промышленной палаты Евгения Максимовича Примакова рассматривалась возможность изменения темы форума на демографическую.

Действительно, данные очень тревожные. Последние пять лет население России сокращается в среднем на 700 тысяч человек ежегодно. К 2008 году смертность прогнозируется на уровне 16,4 на 1000 человек населения — это самый высокий показатель за весь период существования новой России.

Уже сегодня проявляется серьезный дефицит трудовых ресурсов. В настоящее время в России на тысячу работающих приходится 625 пенсионеров, а к 2030 году по официальным прогнозам будет уже 830 пенсионеров.

Поэтому та программа по стимулированию рождаемости, что была обнародована Президентом России в Послании Федеральному Собранию, нам видится исключительно важной и своевременной. В проекте федерального бюджета на 2007 год уже заложено около 40 миллиардов рублей на увеличение размера детских пособий, компенсацию затрат на дошкольное воспитание. Запланирована и сумма возникающих государственных обязательств по так называемому «материнскому капиталу» в размере 160 миллиардов рублей.

Минфин России утверждает, что в целом бюджетных финансовых источников на эти выплаты достаточно. Но мы должны понимать, что программа стимулирования рождаемости должна иметь логическое продолжение: строительство новых детских садов, школ, больниц, расширение всей социальной инфраструктуры. На это должны быть предусмотрены соответствующие средства в региональных бюджетах.

Уважаемые участники форума!

Думаю, что вы все согласитесь — в стране сложилась объективная потребность и возможность придания социальной сфере статуса приоритетности,

В решении данного вопроса прошедший год стал переломным. Впервые за весь период перехода России к рыночной экономике в 2005 году Президентом Российской Федерации были провозглашены и практически реализуются государством приоритетные направления придания российской экономике социальной направленности.

«У России есть колоссальные возможности для развития, есть огромный потенциал, который надо эффективно реализовывать для улучшения жизни людей», — сказал наш президент.

К настоящему времени выстроена организационная инфраструктура- сформирована система работы по реализации национальных проектов, началось практическое воплощение их в жизнь.

Приняты сетевые планы-графики, налажено взаимодействие на всех уровнях. Можно говорить о становлении единой организационно-управленческой системы по реализации национальных проектов.

Вместе с тем, с началом практической работы по воплощению национальных проектов обозначились определенные проблемы и противоречия. В первую очередь - между объективными потребностями большинства граждан, на решение проблем которых национальные проекты должны быть нацелены, и поставленными в проектах задачами.

Так, приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения должен стать первым этапом решения проблемы доступности качественной и высокотехнологичной медицинской помощи населению.

Вопрос важности указанного направления для российской системы здравоохранения неоспорим, однако, что касается этапности, то здесь ответ неоднозначный.

Больницы и поликлиники в целом ряде регионов находятся в плачевном состоянии. Не говорю уже об их оборудовании и обеспеченности медицинскими препаратами. Во многих из этих больниц уже было начато возведение новых корпусов, в том числе хирургических, но за неимением средств их строительство так и не было завершено.

В тоже время, большая часть средств, выделенных на реализацию национального проекта в области здравоохранения, будет затрачена на строительство 15 специализированных медицинских центров. Не подвергая сомнению необходимость их создания, мы бы считали, что на первом этапе приоритет следовало отдать приведению в нормальное состояние работающих лечебных учреждений, особенно в отдаленных районах.

В качестве еще одного примера можно привести точечное повышение заработной платы. Не надо быть провидцем, чтобы понять - выделение отдельных категорий работников среди большого профессионального коллектива медиков чревато вызреванием социального конфликта, сбоями в работе.

Понятно, никакой бюджет не осилит одномоментное и существенное увеличение зарплаты, к примеру, всем категориям медицинских работников. Поэтому нужна большая и неформальная разъяснительная работа, затрагивающая все аспекты: какими будут следующие шаги по увеличению зарплаты, каким категориям, в какие сроки.

Уважаемые участники форума!

В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» основной акцент сделан на увеличение объемов жилищного строительства и развитие ипотеки. Оба эти аспекта, безусловно, важны. Однако, они ни в коей мере не исчерпывают жилищную проблему и мало решают её для наиболее уязвимых слоев населения.

За последние 8 лет лишь 15 процентов населения смогли воспользоваться услугами ипотеки. Сегодня только 16 процентов россиян готовы воспользоваться ипотечным кредитом, а остальные в принципе исключают для себя такую возможность.

Пока ипотечные кредиты будут предоставляться под процентные ставки выше 5 процентов, а для бюджетников — выше 1 процента, ипотека будет оставаться несбыточной мечтой для большинства граждан России.

Важнейшая задача - формирование так называемой социальной ипотеки — для тех, кто был официально признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и стоял в очереди до 1 марта 2005 года. Мы должны дать возможность и малообеспеченным гражданам улучшить свои жилищные условия. Выделение средств на эти цели должно стать одним из следующих приоритетов в данном национальном проекте.

Не менее важно ускоренное наращивание мощностей строительных организаций, промышленности стройматериалов, проектных и экспертных организаций. Сегодня вся стройиндустрия объединенными усилиями за год сдает 40 миллионов квадратных метров жилья. А нам нужно построить полтора миллиарда квадратных метров!

Чтобы планы по жилищному строительству стали реальностью, необходимо производство строительных материалов увеличить к 2010 году в 2 раза, то есть ежегодно нужно увеличивать рост не менее, чем на 20 процентов. Для этого нужна федеральная понятная инвестиционная программа.

Но главной проблемой в реализации этого национального проекта может стать дефицит квалифицированных строителей. Некоторые территории долгое время не вели масштабного жилищного строительства и потеряли кадры из-за их невостребованности.

Что можно сделать для решения этой проблемы?

Необходимо увеличить финансирование подготовки специалистов строительных специальностей как за счет государства, так и за счет предприятий строительной отрасли, расширить участие в жилищном строительстве заинтересованных слоев населения.

К примеру, в Свердловской области к строительству жилья для молодых специалистов мы будем широко привлекать студенческие строительные отряды. Этим мы решаем сразу несколько проблем: восполняем недостаток строительных кадров и даем возможность молодым семьям накопить средства на первый взнос для приобретения собственного жилья.

Теперь обратимся к национальному проекту в сфере образования. Он направлен, в первую очередь, на улучшение ресурсной обеспеченности учебного процесса, информатизацию, поддержку и развитие лучших образцов отечественного образования.

Но, к сожалению, большинство образовательных учреждений сегодня не обладают необходимой материально-технической базой. Поэтому не менее важным, чем скоростной выход в Интернет, является капитальный ремонт, реконструкция действующих и строительство новых школ.

Считаю, что в этом национальном проекте должно появиться еще одно очень важное направление — развитие системы государственных образовательных беспроцентных кредитов.

Бизнес-сообщество должно активнее участвовать в решении задач этого национального проекта. Точек приложения сил здесь много: от кредитов на образование до шефства над конкретными школами, учреждениями начального профессионального образования.

Должное внимание необходимо уделить и развитию высшего образования, чья материально-техническая база также не отвечает современным требованиям. Настала пора приступить к созданию в стране национальных образовательных центров, которые будут являться эталоном отечественной высшей школы.

Одним из них может стать Большой Евразийский университет, создаваемый по инициативе Совета ректоров высших учебных заведений и Уральского отделения Российской академии наук.

Создание университета позволит реализовать национальные приоритеты по достижению Россией лидирующих позиций на рынках знаний и технологий, образовательных и инновационных услуг, а также будет способствовать подготовке кадров, отвечающих требованиям современного производства, как для Урала, Сибири, Дальнего Востока, так и для стран СНГ - Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана.

Для этого проекта не требуется значительных бюджетных средств. Достаточно лишь дать возможность вузам использовать имеющиеся здания и сооружения в качестве залога под кредиты банков, либо продать их и на эти средства построить новые.

Уважаемые участники форума!

Хочу обратить ваше внимание, что сельское хозяйство - это не просто вид деятельности, это образ жизни более четверти россиян, единственный способ заработать себе на жизнь.

На селе многое было потеряно за годы реформ. Не обрабатываются земли, разрушаются дороги и мосты. В России десятки тысяч километров сельских дорог. Если их не поддерживать в рабочем состоянии, многие тысячи населенных пунктов останутся без связи с внешним миром. Поэтому следующим приоритетом в этом национальном проекте должны стать меры по восстановлению инфраструктуры села. Общая потребность в финансировании по нашей оценке составляет более 2,5 триллионов рублей — половину федерального бюджета. Да, это очень большие деньги! Но эти расходы необходимы, поскольку вовлечение в экономически активную жизнь всего сельского населения — это не только приоритетная экономическая, но и нравственная задача.

Конечно, за один год это не решить, должна быть понятная людям долгосрочная программа.

Подчеркну, нашей задачей является не просто поддержание производства, а сохранение села как равноценной с городом основы российского социума.

В реализации приоритетных национальных проектов необходимо задействовать все возможные источники:

Во-первых, федеральный бюджет. На сегодняшний день объем бюджетных средств, предусмотренных для реализации приоритетных национальных проектов на территории всей страны, на 2006-2007 годы, составляет около 440 миллиардов рублей.

Необходимо определиться с суммой на последующий период, который по нашему мнению должен стать трехлетним, а объем финансирования — возрасти до полутора триллионов рублей.

Во-вторых, региональный бюджет. В целом, по всем субъектам Российской Федерации ежегодная величина вложений может вылиться в сумму, превышающую 500 миллиардов рублей. На следующий период также необходимо около 1,5 триллионов рублей.

В-третьих, средства промышленности и предпринимателей. Это расходы на дополнительное медицинское, пенсионное и социальное страхование работников, диспансеризацию, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, приобретение жилья.

Один рубль бюджетных средств, вложенный в жилищное строительство, привлекает 3,5 рубля, а в здравоохранение — 2 рубля средств хозяйствующих субъектов.

В четвертых, личные средства населения. Люди расходуют их на приобретение жилья по схеме ипотечного кредитования и накопительных программ, на услуги образования и здравоохранения, предоставляемые на платной основе.

В жилищном строительстве на один рубль бюджетных средств, вложенных в инженерную инфраструктуру, дополнительно привлекается 2,5 рубля средств населения.

В целом пропорции складываются такие: каждый рубль федерального бюджета, вложенный в национальные проекты, реально привлекает почти 2,5 рубля из регионального бюджета, до 3 рублей хозяйствующих субъектов и 2,5 рубля средств населения.

Именно поэтому необходимо долю бюджетных средств, направляемых на реализацию национальных проектов на федеральном и региональном уровнях, закрепить и ежегодно предусматривать на уровне 4-5 процентов соответствующего бюджета.

Уважаемые участники форума!

Вложения в реализацию национальных проектов — это инвестиции в будущее России. И эффект от них, экономический и социальный, очевиден уже сегодня.

По расчетам специалистов каждый рубль, вложенный в вакцинопрофилактику, дает четыре с половиной рубля предотвращенного экономического ущерба. Таким образом, если в приоритетном национальном проекте в сфере здравоохранения на вакцинацию населения предусмотрено 10 миллиардов рублей, то эффект может превысить 45 миллиардов рублей.

Чистая прибыль на 1 рубль затрат в высшее образование составляет от 8 до 25 рублей.

Реализация проекта «Доступное и комфортное жилье» позволит к 2010 году построить около 400 миллионов квадратных метров жилых домов и квартир. Это добавит почти 15 процентов к существующему жилому фонду. Ежегодный объем вводимого жилья к 2010 году может достигнуть 80 миллионов квадратных метров или 0,5 квадратных метра на человека.

Проект должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза. Доля семей, имеющих возможность приобрести или построить жилье с помощью кредитов, увеличится с 10 до 30 процентов.

Национальные проекты активизируют процесс технического перевооружения и модернизации производства в промышленном комплексе, ускорят разработку и внедрение новых видов продукции.

Так, для переоснащения предприятий, выпускающих строительную технику потребуется освоить выпуск высокотехнологичного оборудования, которое сейчас не производится в стране. Например, у нас практически не выпускается оборудование для цементной промышленности — этой базовой отрасли промышленных стройматериалов. Ощущается недостаток в оборудовании для производства целого ряда строительных конструкций, изделий, материалов и комплектующих.

То же самое касается и отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Так, на Уралвагонзаводе уже создан современный пропашной трактор мощностью 160 лошадиных сил, с помощью которого возможно производить все основные сельскохозяйственные работы.

Проект в сфере здравоохранения вызовет развитие производства медицинской техники. Но для этого нужно, чтобы условия конкурсов были сформулированы так, чтобы стимулировать к производству, прежде всего, отечественных производителей.

В целом, по оценке Минэкономразвития, эффект от реализации национальных проектов выражается в приросте валового внутреннего продукта в годовом исчислении в 2007 году до 0.16, а в 2008—2009 годах — более чем на четверть процентных пункта.

Уважаемые коллеги!

Несколько слов об управлении. Считаю, что управленческая составляющая должна быть усилена. Реализация национальных проектов вот уже полгода носит полномасштабный характер. Несмотря на это, согласно данным социологических опросов, половина населения страны либо вообще не знает о реализации проектов, либо полагает, что они их не касаются. Не хватает элементарной разъяснительной работы.

Необходимо донести до граждан открывающиеся возможности, озвучить ожидаемые эффекты, убедить и вовлечь их в реализацию национальных проектов.

Важная функция — контроль. Но при этом надо сделать так, чтобы масштабность и трудоемкость работы по контролю за ходом реализации проектов не перекрыли ожидаемые результаты от воплощения самих проектов, а объем бумажной отчетности не превышал разумных пределов. Ведь, как известно, завалить работу проще всего бумагами. Надо сказать, что вообще в последнее время документооборот увеличился в 4 раза.

Приоритетные национальные проекты ставят перед всеми нами принципиально новые задачи, требуют новых управленческих подходов.

Это программа качественных преобразований, требующая четкой, слаженной работы всех, кто задействован в их реализации — и органов власти, и местного самоуправления, и руководителей предприятий, и профсоюзов, и общественно-политических объединений, и самого населения.

А теперь некоторые соображения о том, что нужно сделать в экономике для того, чтобы у государства хватало средств на полномасштабную реализацию первых национальных проектов.

Члены Национального экономического совета убеждены, что первостепенной задачей в условиях сегодняшней России является ускоренное формирование конкурентоспособной модели экономики — экономики будущего, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития.

Нет сомнений в том, что Россия должна максимально использовать свои конкурентные преимущества, богатейшие природные ресурсы и благоприятную мировую конъюнктуру. Но, используя сырьевой ресурс как национальное богатство, мы обязаны соблюдать интересы будущих поколений, помня о том, что природные богатства далеко не безграничны.

Основу модели современной российской экономики должен составить новый промышленный комплекс, соответствующий постиндустриальному обществу с преобладанием высокотехнологичных секторов и наукоемких технологий.

Как сказал об этом Президент Российской Федерации: «…Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг».

Чтобы выполнить эту задачу, необходима национальная программа повышения конкурентоспособности российской промышленности. Только в этих условиях мы сохраним наш промышленный потенциал в условиях глобализации.

При этом мы не должны забывать о необходимости инновационного наполнения нашей экономики. Отмечая в целом положительную динамику затрат на инновации, мы не можем быть удовлетворены их структурой: свыше 60 процентов составляют затраты на процесс-инновации. А затраты на создание новых видов техники, так называемые продукт-инновации, остаются на том же уровне и даже снижаются.

Согласен, обновление технологий — задача огромной важности. Но без собственных разработок новых продуктов мы можем попасть в очень серьезную зависимость от зарубежных производителей.

Время показало: те предприятия, которые сохранили и развивали инженерно-конструкторские подразделения, постоянно совершенствовали свою продукцию — сегодня успешно конкурируют на мировом рынке. И, наоборот, те, кто потерял свою конструкторскую базу, интеллектуальную составляющую производства, становятся неконкурентоспособными и теряют рынки один за другим.

Особенно тяжело сегодня малым и средним предприятиям, у которых изначально не было собственной базы. Считаю, что нам нужно помочь предпринимателям, для чего при формировании инновационной среды предусмотреть создание региональных инжиниринговых центров, которые обеспечили бы доступ малых и средних предприятий к новейшим разработкам, технологиям крупных компаний.

Малый бизнес может и должен стать той связующей субстанцией, которая заполняет всё экономическое пространство, дополняя крупный бизнес, обеспечивает гибкость и повышенную чувствительность к новациям и, как следствие, устойчивость нашей экономической системы.

Поэтому способствование его развитию, привлечение к реализации национальных проектов — задача актуальная. А в последующем поддержка предпринимателей, особенно работающих в отдаленных, депрессивных территориях, может стать еще одним приоритетным национальным проектом.

Одним из главных инструментов реализации национальных проектов, повышения инвестиционной активности всей экономики страны должна стать развитая банковская система и доступность банковских кредитов. Это касается кредитования сельскохозяйственных производителей, образовательных кредитов, кредитов на развитие приоритетных отраслей экономики и, конечно, ипотеки.

Уже сейчас на рынке ипотечного кредитования представлены крупнейшие российские и иностранные банки. Но предлагаемые ими условия не позволяют обеспечить ипотеке массовый характер.

Необходим переход к новой концепции кредитования жилищного строительства. Это и внедрение механизма субсидирования лизинговых платежей, что обеспечит снижение не только процентной ставки, но и общей суммы кредита. Это и выпуск новых ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, что повысит ликвидность ипотечных обязательств, позволит привлечь временно свободные средства населения, а также пенсионные накопления для финансирования жилищного строительства.

Нам необходимо создатьтакую систему, при которой все имеющиеся в стране финансовые средства активно работали бы на реализацию приоритетных национальных проектов. При этом важно, чтобы система носила всеобъемлющий характер, то есть ее функционирование должно быть отлажено в каждом регионе России.

Уважаемые участники одиннадцатого Российского экономического форума!

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил приоритетные национальные проекты, которые должны качественно улучшить жизнь россиян, направить экономику страны на инновационный путь развития и объединить, сплотить наше общество.

Перед нами стоят непростые задачи, для решения которых необходимо объединить финансовые, организационные, интеллектуальные ресурсы всех участников, усилив их инициативой населения и здоровой конкуренцией. Именно тогда приоритетные направления развития станут поистине национальными проектами, идеологией развития общества!Благодарю за внимание!

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна