Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200420052006
СентябрьОктябрьНоябрь
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Пресс-релиз за 20 октября 2005

2-ая страница
пресс-релиза за
20 октября 2005 года
О ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРАХ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2006 ГОД

Доклад губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области

Уважаемые депутаты палат Законодательного Собрания Свердловской области!

Уважаемые коллеги!

В соответствии с областным законодательством представляю доклад о внутреннем и внешнем положении Свердловской области и проект бюджета Свердловской области на 2006 год. Сам доклад и проект бюджета внесен мною в палаты Законодательного Собрания. Остановлюсь на основных положениях этих документов.

Итоги нашей работы и планы на будущее мы должны оценивать в свете новых задач, поставленных президентом страны. Владимир Владимирович Путин сказал: «Основной целью и ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России».

Считаю, что результаты своей работы мы с Вами должны оценивать в соответствии с этой задачей. Именно на это нацелены наши стратегические планы – Схема развития и размещения производительных сил и Концепция «Сбережение населения Свердловской области».

Уважаемые товарищи!

По всем ключевым макроэкономическим показателям область находится в лидирующей группе регионов.

В 2005 году мы ожидаем, что ВРП области достигнет 460 млрд. рублей, а темп его роста – 108,3 процента.

Как видите, область выполняет задачу удвоения валового внутреннего продукта, поставленную Президентом Российской Федерации.

В течение 2004 года рост промышленного производства в Свердловской области опережал аналогичный среднероссийский показатель. Область занимает 3-е место в России по объему промышленного производства, а в I полугодии этого года по объему производства в обрабатывающих отраслях промышленности вышла на 2-е место.

Динамично работают металлурги.

В текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство кислородно-конверторной стали увеличилось на 13 процентов, электростали – в 4,1 раза, заготовок, полученных с машин непрерывного литья – на 38 процентов, проката черных и цветных металлов – на 16 и 5 процентов соответственно.

Это результат той колоссальной работы, которая в последние годы проведена в отрасли по техперевооружению и модернизации производства. Могу уверенно сказать – в области создается новая металлургия, соответствующая требованиям 21 века!

Наша общая задача – к 2010 году увеличить промышленное производство стали в 2 раза, меди - в 1,4 раза, алюминия - в 1,5 раза.

Стабильно работают энергетики, транспорт, связь, выполняя поставленные перед ними задачи и обеспечивая необходимыми ресурсами растущие потребности промышленности.

Развивается база стройиндустрии, имеются позитивные результаты в машиностроении, легкой и пищевой промышленности.

На 2006 год и в среднесрочном периоде ставлю задачу: закрепить позитивные тенденции в развитии этих отраслей нашей экономики. Главные усилия следует сосредоточить на обновлении технологий и оборудования, замене и модернизации энергоблоков, развитии сетевого энергохозяйства, бесперебойном снабжении области энергетическими ресурсами.

В транспортном машиностроении в 2007 году мы должны запустить в серию уральский электровоз; в области связи – выйти на широкое применение современных интернет-технологий; а в Екатеринбурге создать необратимые предпосылки для превращения его в крупнейший транспортно-логистический центр.

Уважаемые коллеги!

Мы с Вами на протяжении многих лет занимаемся поддержкой нашего агропромышленного комплекса. Президент Российской Федерации объявил агропромышленный комплекс важнейшим национальным проектом. В этом году наши селяне просто молодцы.

Убрано все, что выращено – зерновые, картофель, все овощи!

И урожайность неплохая: по зерновым – свыше 19 центнеров с гектара в бункерном весе, картофеля – свыше 150 центнеров. Заготовлены в полном объеме корма. Все это создает предпосылки, что на столах уральцев будет достаток.

Конечно, государственная поддержка сельхозпроизводителям, которая в этом году увеличена в 1,5 раза, этому способствовала.

Хочу поблагодарить за это Вас, уважаемые депутаты, от имени всех сельских тружеников. Но в свете задач, поставленных Президентом Российской Федерации, и по велению времени нам надо добавлять. Подчеркну, добавлять всем – и крестьянам, и промышленникам, и власти.

В 2006 году мы планируем выйти на рекомендуемый Вами уровень финансовой поддержки сельского хозяйства – не менее 3 процентов областного бюджета.

В животноводстве ставлю задачу – достичь производства в 2008 году мяса птицы в живом весе - 100 тысяч тонн, мяса свиней в живом весе – 40 тысяч тонн, мяса крупного рогатого скота в живом весе – 70 тысяч тонн.

За предстоящие три года мы должны значительно укрепить материально-техническую базу сельскохозяйственных организаций. Для этого необходимо опережающими темпами обновлять парк тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и другой сельскохозяй- ственной техники.

Считаю политически, экономически и социально- справедливым создание в структуре всех крупных промышленных объединений агро-фирм. Создание этих агрофирм буду контролировать лично.

Уважаемые депутаты!

Мы многого достигли с вами в сфере торговли и потребительского рынка.

В текущем году по обороту розничной торговли Свердловская область вышла на пятое место среди субъектов Российской Федерации, а среди областей Уральского региона – на первое. Доля оборота розничной торговли Свердловской области в обороте Российской Федерации в первом полугодии 2005 года достигла 3,2 процента (в 2004 году она составляла – 2,9 процента).

Темпы роста оборота розничной торговли Свердловской области в фактических ценах и в текущем году достигли 135,4 процента (в 2004 году – 129,5 процента).

Выше среднеобластных показателей темпы роста оборота розничной торговли отмечены в муниципальных образованиях: Белоярский район – 210 процентов, город Среднеуральск – 186,7 процента, город Камышлов – 166 процентов, город Березовский – 164,1 процента.

О росте благосостояния населения области свидетельствуют изменения в макроструктуре розничного товарооборота.

Свердловская область стала привлекательной для западных компаний. В 2004 году практически одновременно с немецкой компанией «Метро: Кэш энд Кэрри» (оптовая торговля для профессионалов) в столицу Урала «пришла» другая крупная европейская торговая сеть – шведская компания «ИКЕЯ» (торговля стройматериалами, товарами для дома и сада и другие). Приходят «АШАН», «Интерепорт». Это вводит новые стандарты обслуживания и станет серьезным стимулом для других операторов рынка к повышению уровня и качества обслуживания населения.

Это – наши плюсы. И жители области их отмечают. Однако хочу подчеркнуть, что удельный вес торговли в области в структуре валового регионального продукта не достиг российского показателя. Поэтому необходимо принятие более энергичных мер по развитию оптового звена торговли, предприятий общественного питания, в том числе – рабочего питания.

В каждом городе и районе должно стать нормой составление и выполнение кассового плана. И этот показатель будет одним из основных в оценке деятельности глав муниципальных образований.

Уважаемые участники заседания!

Наши результаты в экономике и социальной сфере достигнуты, в том числе, за счет проводимой инвестиционной политики.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2004 году составил 69 миллиардов рублей, в 2005 году мы ожидаем их общий объем на уровне 86 миллиардов рублей. Это на 21 процент выше, чем за соответствующий период прошлого года.

Как я уже отмечал, активно ведется техперевооружение и новое строительство в промышленном комплексе области. На протяжении четырех лет ежегодно в области формируется перечень важнейших объектов в отраслях материального производства. В этом году в него включили 176 проектов с объемом инвестиций 20 милиардов рублей. Сейчас ведется работа по формированию такого перечня на 2006-2010 годы. Мы должны будем его утвердить и, объединяя усилия с промышленниками, добиваться полной реализации.

Удается нам поддерживать высокую инвестиционную активность в социальной сфере. Уже введены в 2004-2005 годах:

- в сфере здравоохранения – перинатальный центр в Каменске-Уральском, противотуберкулезный диспансер в Нижнем Тагиле, амбулаторно-поликлинические учреждения в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, комплекс кардиологического восстановления санатория «Руш», поликлиника областного госпиталя инвалидов войн;

- в сфере образования – школы в Красноуральске и поселке Гагарский Белоярского района, детский сад в Каменске-Уральском, детский дом в Нижнем Тагиле, школа – сад в поселке Гагарский Белоярского района;

- в сфере культуры – фондохранилище областного краеведческого музея;

- в области физической культуры и спорта - реконструирован спортивный комплекс на горе Уктус, построен комплекс для мини-футбола и дворец единоборств «Рингс».

До конца года планируется ввести детский онкогематологический центр, школу в Красноуральске (второй пусковой комплекс), ледовый дворец в Екатеринбурге, Дворец спорта в Верхней Пышме.

Жилищное строительство в области ведется в плановых пределах.

В 2004 году введено 891 тысяч квадратных метров, в 2005 году – планируем ввести 1 миллион 100 тысяч квадратных метров. Темпы – неплохие. Но недостаточные! Особенно в свете поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным задачи по созданию масштабного рынка доступного жилья.

Поэтому мною даны поручения подготовить новую программу по жилищному строительству, и поставлена задача к 2010 году увеличить ввод жилья до 2 миллионов 170 тысяч квадратных метров. Это позволит выполнить установки Президента и выйти на ежегодный ввод жилья в размере 0,5 метра на каждого жителя области.

На выполнение этой сложной задачи необходимо нацелить все стороны социального партнерства! В каждом коллективном договоре в обязательном порядке должен быть раздел по жилью!

Очень важно решить задачу финансового обеспечения.

В 2006-м и последующих годах предполагается увеличение размера уставного капитала Свердловского агентства ипотечного жилищного кредитования с доведением его до 500 миллионов рублей (против 100 миллионов рублей в этом году).

Ставлю задачу в 2010 году довести количество выданных ипотечных кредитов до тридцати тысяч.

Фонд поддержки индивидуального строительства следует сделать финансовой организацией – чтобы все возвратные средства вновь направлялись на строительство жилья.

Нужно серьезно активизировать работу по ликвидации аварийного жилья.

Уважаемые депутаты!

Существенный вклад в социально-экономическое развитие области вносит малое предпринимательство.

Свыше 100 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том числе более 29 тысяч малых предприятий придают динамизм экономике области, удовлетворяют многие потребности людей в услугах и товарах. В 2004-2005 годах на малых предприятиях создано 8 тысяч новых рабочих мест, что внесло заметный вклад в снижение безработицы. Темпы роста основных показателей развития малых предприятий области имеют положительную динамику и превышают соответствующие среднероссийские показатели. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг на малых предприятиях области в 2004 году увеличилась на 39 процентов, и эта тенденция сохраняется и в этом году.

Развитию малого предпринимательства способствует финансовая поддержка за счет средств областного бюджета, которая за последние два года в количественном выражении возросла в несколько раз и в 2004 году составила 50 миллионов рублей, в 2005 году – 53 миллиона рублей. Общее число муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в области достигло 33 единиц (в 2004-2005 годах создано 7 новых фондов). У нас самая широкая сеть муниципальных фондов среди субъектов России. Этим обеспечивается равная доступность мер государственной поддержки для субъектов малого предпринимательства, работающих за пределами областного центра.

Вместе с тем потенциал малого предпринимательства используется недостаточно. Каждое третье муниципальное образование (35 процентов) не имеет программ развития малого предпринимательства.

Необходимо усилить организаторскую работу по содействию в развитии малого предпринимательства. В бюджете каждого муниципального образования должна быть строчка по поддержке малого бизнеса.

Уважаемые коллеги!

Думаю, не найдется ни одного человека, который не согласился бы с поставленными Президентом задачами в области здравоохранения – важнейшего национального проекта.

Развитие и материально-техническое оснащение первичного звена, повышение доступности высокоспециализированной медицинской помощи, особенно детям, повышение заработной платы и ее зависимость от качества оказываемой помощи и конечного результата – вот наши первоочередные установки.

Напомню, что мы давно и планомерно работаем в этом направлении. Вспомним нашу программу «Мать и дитя».

В этом году она отметила свой первый юбилей – 5 лет работы. Что было до ее открытия? Будущим мамам приходилось покупать самим все медикаменты, расходные материалы, вплоть до пеленок, и нести с собой в роддом, в котором они зачастую сталкивались с грубостью персонала. А сейчас?

За пять лет финансирование программы увеличилось в 5 раз, родильные дома полностью обеспечены необходимыми медикаментами, организовано полноценное питание рожениц, отремонтировано и реконструировано 70 процентов роддомов области, выросла заработная плата медиков, во многом благодаря введению схемы финансирования не по смете, а за посещение. 10 роддомов приобрели статус «роддома, доброжелательного к ребенку».

Что касается высокоспециализированной медицинской помощи, хочу особо подчеркнуть, что, развивая ее, мы не забываем и о наших детях, нуждающихся в ней не меньше взрослого населения. У нас работает Центр сердца и сосудов, в котором проводят порядка 2800 сложнейших операций на сердце в год.

И вот в октябре 2004 года мы открыли специализированное детское кардиохирургическое отделение, в котором производят операции детям до года.

Мы финансируем программу гемодиализной помощи взрослым – ее получают около 600 человек, из которых 75 процентов составляют люди трудоспособного возраста. В настоящее время решена проблема оказания диализной помощи и детскому населению. С 2004 года на базе областной детской клинической больницы функционирует отделение детского диализа, в котором оказывается помощь ребятишкам.

Продолжает свое развитие онкогематологическая служба. В 2005 году готовится к пуску в эксплуатацию новый детский онкогематологический корпус, что позволит широко применять современные методы диагностики и лечения онкогематологических заболеваний у детей, в том числе – трансплантацию костного мозга.

Специфика Свердловской области – в протяженности ее территории. И в этом сложность организации оказания медицинской помощи населению. Вот почему мы активно взялись и преуспели в развитии общих врачебных практик.

Именно этот путь позволяет приблизить качественную медицинскую помощь к каждому жителю села при меньших финансовых затратах. В настоящее время в области работает 31 практика, и именно здесь отрабатывается модель оплаты труда по конечному результату. Зарплата врачей варьируется от 7 до 17 тысяч рублей, существует реальная возможность зарабатывать больше, улучшая свои показатели и эффективность труда.

Задача на ближайший год – ускорить работу по открытию общих врачебных практик, доведя их количество к концу 2006 года до 120. Тем более что все предпосылки для этого созданы: выделены дополнительные средства из областного бюджета, выпущены квалифицированные специалисты и самое главное – есть желание глав муниципальных образований.

Уважаемые коллеги!

Выполняя установки федерального законодательства по проведению монетизации льгот, можно отметить, что в течение 2005 года больших проблем по оказанию социальных льгот не возникало. Областной бюджет финансирует социальные программы в полном объеме - а это значительные финансовые средства: только на льготы ветеранам, реабилитированным лицам, выплаты пособий семьям с детьми на текущий год определено более 3 миллиардов рублей, на 2006 год предполагается увеличить эти расходы более чем на 1,1 миллиардов рублей.

Что касается льготников, выполняем мы свои обязательства по ежемесячным денежным выплатам, выдаче санаторно- курортных путевок, лекарственному обеспечению.

На первое октября 2005 года денежные компенсации выплачены на общую сумму 2,2 милиарда рублей, выдано 21803 санаторно- курортных путевки.

2005 год для всех нас стал особо знаменательным. Это - год 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Мы вместе с ветеранами провели достойные мероприятия, которые останутся в нашей памяти.

Особо важное значение имело открытие поликлиники Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн. Эта стройка воистину стала народным объектом, данью нашего уважения солдату-победителю!

Уважаемые товарищи!

На фоне динамичного роста основных отраслей экономики в области ведется целенаправленная работа по повышению уровня жизни населения.

В 2004 году среднемесячная начисленная заработная плата составила почти 7 тысяч рублей (прирост к 2003 году – на 23,5 процента), в первом полугодии текущего года – 8,7 тысячи рублей. Мы досрочно повысили зарплату бюджетникам в 2005 году, будем следовать этому принципу и далее.

Теперь о правопорядке.

Криминальная обстановка в Свердловской области пока продолжает оставаться сложной.

Растет число зарегистрированных преступлений, продолжается рост преступлений, совершенных в общественных местах. Возросло количество выявленных преступлений экономической направленности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Учитывая сохраняющуюся тенденцию роста преступности, правительством Свердловской области в 2004-м и 2005-м годах был принят ряд мер, направленных на создание системы профилактики преступлений и правонарушений, укрепление правопорядка, повышение правосознания наших граждан. Более чем на 2000 человек увеличена численность милиции общественной безопасности, повышена заработная плата участковым милиционерам и постовым патрульной службы.

Более чем на 2 тысячи человек увеличена численность милиции общественной безопасности. Повышена зарплата участковым.

В большинстве муниципальных образований Свердловской области приняты программы по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений, повышению материально- технического обеспечения правоохранительных органов.

Так, в результате предпринятых мер раскрываемость уличных преступлений, например, с участием подразделений патрульно- постовой службы увеличилась более чем на 30 процентов.

Принимаемые органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних меры позволили приостановить рост преступности среди несовершеннолетних в 2003 году, а в 2004 году и первом квартале 2005 года добиться его снижения.

Учитывая исключительную актуальность решения проблемы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, как важнейшего фактора, влияющего на уровень рецидивной преступности, в перечне мероприятий особое место уделено вопросу их трудоустройства.

Уважаемые депутаты!

Наши расчеты показывают, что в 2006 году область в целом может сохранить высокие темпы экономического роста на уровне 107- 108 процентов.

В промышленности с опережением среднеобластных темпов планируется прирост производства продукции в машиностроении и металлообработке, промышленности стройматериалов, пищевой промышленности.

Мы ставим задачу ускоренного роста производства сельскохозяйственной продукции на 2,5-4 процента в год.

Инвестиции в основной капитал должны вырасти на 123 процента и превысить 100 миллиардов рублей в 2006 году.

Мы прогнозируем, что инфляция в области не превысит среднероссийский уровень, а темпы роста оплаты труда будут выше. Это означает, что темпы роста реальных доходов населения также превысят среднероссийские значения.

В Бюджетном послании на 2006 год мною были поставлены следующие задачи.

Первое – сформировать бездефицитный бюджет.

Второе – бюджет должен быть социально направленным.

Третье – увеличить оплату труда работников бюджетной сферы.

Четвертое – создать нормативную базу для реализации реформы местного самоуправления и обеспечить ее реализацию.

И сегодня, выступая перед Вами, уважаемые коллеги, могу заявить, что эти задачи полностью выполнены и нашли отражение в представляемом бюджете.

Современный период характерен высокой концентрацией реформ – федеративных отношений, местного самоуправления, системы социальной защиты, налоговой, бюджетной. Бюджет 2006 года является отражением этих процессов, и в этом его сложность.

Бюджет 2006 года, как всегда, напряженный. Мы увеличиваем его объем с 61 млрд. рублей (с федеральными средствами) в этом году до 69 млрд. рублей в 2006 году.

Предусматривается увеличение нагрузки на областной бюджет в связи с перераспределением полномочий и усилением ответственности за их исполнение.

Структура расходов областного бюджета выглядит следующим образом:

- социальные расходы - 45 процентов;

- межбюджетные трансферты - 24,5 процента;

- остальные расходы - 30,5 процента.

В сфере образования в ведение области переданы более 170 образовательных учреждений, которые ранее финансировались из других бюджетов. Средства на их содержание предусмотрены в бюджете 2006 года.

С учетом этого на образование планируется направить более 4,6 миллиарда рублей (по сравнению с прошлым годом рост составляет 51 процент).

Задачи в сфере образования:

- обеспечить развитие начального профессионального образования в соответствии с требованиями регионального рынка труда посредством подготовки новых рабочих специальностей, востребованных предприятиями Свердловской области, и проверки аттестационными комиссиями совместно с представителями предприятий качества подготовки специалистов.

Процессы передачи учреждений коснулись и здравоохранения. На областной бюджет передано более 50 муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь.

В связи с этим объемы медицинской специализированной помощи, оказываемой за счет средств областного бюджета, увеличатся в 2006 году по сравнению с 2005 годом: по амбулаторно- поликлинической помощи – в 2 раза, по стационарной помощи – в 1,76 раза, по стационарзамещающим технологиям - в 4,2 раза. Расходы на здравоохранение предусмотрены в объеме 9 миллиардов рублей, что более, чем в 1,5 раза, превышает уровень 2005 года.

Значительный объем в областном бюджете занимают расходы на социальную политику. Они составят более 9,4 миллиарда рублей (на 3,3 миллиарда рублей больше, чем в 2005 году).

Проектом бюджета на 2006 год предусмотрен рост заработной платы работников бюджетных отраслей с доведением в I полугодии ставки I разряда до 1100 рублей.

Расходы на поддержку сельскохозяйственного производства предусмотрены в сумме 919 миллиардов рублей, с учетом расходов на предоставление кредитов на закупку продовольственного зерна (236 миллионов рублей) и на приобретение предприятиями агропромышленного комплекса по договорам лизинга сельхозтехники, племенного скота и оборудования, применяемого в животноводстве (36,2 миллиона рублей).

В целом расходы на сельское хозяйство составят более 1,1 миллиарда рублей или почти 3 процента от объема расходов областного бюджета без учета межбюджетных трансфертов.

Нами создана нормативная база для реализации реформы местного самоуправления – своевременно принят областной закон «О предоставлении отдельных видов межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области». Установлены механизмы его реализации, которые обеспечат оказание финансовой помощи муниципальным образованиям по всем направлениям.

Это позволило сформировать областной бюджет на 2006 год.

Муниципальным образованиям предусматривается финансовая помощь. Для этого в расходах областного бюджета сформированы фонды:

- областной фонд финансовой поддержки поселений в объеме 303,6 миллиона рублей;

- областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов – 5 миллиардов рублей;

- областной фонд муниципального развития – 300 миллионов рублей;

- областной фонд софинансирования социальных расходов – 114,4 миллиона рублей;

- областной фонд компенсаций – 1,4 миллиона рублей.

Общий объем межбюджетных трансфертов достигает 12,8 миллиарда рублей.

Объем средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований вырастает по сравнению с текущим годом почти в 2,5 раза.

Важнейшая задача местных органов власти в современных условиях – всемерно наращивать свою экономическую базу и налоговый потенциал. Все необходимые законодательные условия имеются. Нужно прекратить иждивенчество и просто работать. И это требование Президента Российской Федерации.

Особенностью бюджета 2006 года является включение в межбюджетные отношения ЗАТО (городские округа Новоуральск, Лесной, поселок Уральский, поселок Свободный) с их более высокой бюджетной обеспеченностью. В рамках действующего законодательства мы учли эту особенность и частично обеспечили сложившийся повышенный уровень.

Уважаемые участники заседания!

Задачи на 2006 год ответственные и очень серьезные. И область должна, обязана с ними справиться! Залог успеха заключается в усилении организаторской работы. В этих целях поручаю правительству области в кратчайшие сроки завершить уточнение параметров Схемы развития и размещения производительных сил на очередной среднесрочный период 2006-2010 годы и установить для каждого исполнительного органа контрольные показатели на этот период.

Обращаюсь к вам, уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, – конструктивно и взвешенно подойти к рассмотрению бюджета на 2006 год и прошу провести и завершить работу по его принятию в установленные законодательством сроки.

Уверен: совместными усилиями, мы, как всегда, сможем достойно выполнить поставленные перед нами Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным задачи, обеспечить устойчивое развитие экономики области и существенное повышение качества жизни наших граждан!

Благодарю за внимание!

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна