Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200420052006
МайИюньИюль
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Пресс-релиз за 23 июня 2005

1-ая страница
пресс-релиза за
23 июня 2005 года

Доклад Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2006 год»

г. Екатеринбург 23 июня 2005 года

Уважаемые депутаты палат Законодательного Собрания!

Уважаемые члены Правительства Свердловской области!

Уважаемые коллеги!

Сегодня депутатам Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области представляются основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2006 год.

Этим документом начинается очередной этап бюджетного процесса в регионе на следующий финансовый год.

Год, который, несомненно, будет сложным и напряженным, который потребует максимального приложения сил.

Год, который можно назвать годом углубленных реформ.

Бюджетная и налоговая политика области в 2006 году формируется в зависимости от воздействия на нее как внешних, так и внутренних факторов.

К внешним факторам воздействия в сфере бюджетной и налоговой политики следует отнести, во-первых, провозглашенную Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года позицию о неизменности самых актуальных задач, подлежащих реализации в рамках программы социально-экономического развития России на ближайшее десятилетие. Прежде всего, это дальнейший экономический рост в стране и улучшение благосостояния россиян.

Во-вторых, цели и задачи, определенные Президентом в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2006 году.

Среди ключевых задач - меры по развитию государства, личности и гражданского общества, укреплению закона, совершенствованию политической системы.

В-третьих, проводимые в Российской Федерации реформы местного самоуправления, федеративных отношений, налоговой системы и системы социальной защиты.

К внутренним факторам воздействия, от которых напрямую зависит формирование бюджетной и налоговой политики, относятся, прежде всего, итоги социально-экономического развития Свердловской области и прогноз на 2006 год.

Свердловская область наряду с общенациональными приоритетами имеет внутренние долгосрочные ориентиры, утвержденные в Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года – основном нашем стратегическом документе.

Согласно стратегии, валовый региональный продукт области к 2010 году вырастет по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза, к 2015 году – утроится, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся в 3,4-4,2 раза.

И 2004 год внес свой весомый вклад в выполнение наших долгосрочных планов.

Валовый региональный продукт области в 2004 году превысил уровень 2003 года в сопоставимой оценке на 9,8 процента, объем промышленного производства – на 9,6 процента.

Ощутимо возросли инвестиции в основной капитал. В 2004 году в сопоставимых ценах они увеличились к уровню 2003 года на 15,7 процента.

Оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2003 годом на 19,6 процента.

На 13 процентов в 2004 году выросли реальные располагаемые денежные доходы населения.

Нам удалось улучшить финансовые показатели работы предприятий, особенно в промышленном комплексе. В целом финансовый результат работы предприятий поднялся за 2004 год более, чем в 2 раза. Это - благоприятная тенденция, и ей надо следовать. Прежде всего такая практика важна как источник повышения заработной платы и роста инвестиций.

Динамичное развитие экономики области сохраняется и в текущем году. Ожидается, что темпы роста валового регионального продукта, по оценке, в 2005 году возрастут на 8,3 процента, оборота розничной торговли – на 14 процентов, реальные располагаемые денежные доходы населения – на 6,5 процента.

За январь-апрель 2005 года доходы консолидированного бюджета области достигли 19,7 миллиарда рублей, или 37 процентов к годовым бюджетным назначениям.

Положительная динамика налоговых поступлений, сложившаяся в результате проводимой Правительством Свердловской области работы по мобилизации дополнительных доходов, позволит решить ряд важнейших задач социальной направленности.

Доходы консолидированного бюджета Свердловской области к концу 2005 года оцениваются сегодня в объеме более 55 миллиардов рублей.

На слайде показана динамика роста доходов бюджета области за последние 3 года. Вы видите как поступательно они растут.

Что мы прогнозируем на 2006 год?

Валовый региональный продукт в 2006 году в текущих ценах будет прирастать на 7,5-8 процентов, индекс физического объема промышленного производства - на 6,5-7 процентов.

По оценке, уровень отечественных инвестиций в 2006 году составит более 100 миллиардов рублей, что в сопоставимой оценке на 11-13 процентов выше уровня 2005 года, иностранных – свыше 800 млн. долларов США (прирост более, чем на четверть).

Это позволит обеспечить скорость роста инвестиций, вдвое превышающую темпы роста производства, что необходимо для реализации стратегии социально-экономического развития.

Рост экономики логичным образом приведет и к росту доходов наших людей.

Прогнозируемый уровень заработной платы в среднем за 2006 год составит 10-10,5 тысяч рублей. Темп ее роста – 122,5 процента.

Минимальный потребительский бюджет среднестатистической семьи в год увеличится на 9 процентов и составит около 196 тысяч рублей.

Темпы роста реальных располагаемых денежных доходов людей прогнозируются от 107,5 до 109 процентов.

Доходная часть консолидированного бюджета должна быть сформирована в размере 63 – 64 миллиардов рублей. В целом сводный финансовый баланс на 2006 год с учетом всех источников (прибыль, амортизационные отчисления, налоговые и неналоговые доходы) составит порядка 260 миллиардов рублей.

Уважаемые коллеги!

В 2006 году промышленность по-прежнему должна оставаться фундаментом областной экономики и весомым источником бюджетных доходов.

Для этого необходим комплексный подход к реализации промышленной политики.

В 2006 году важнейшим направлением промышленной политики должно быть повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий за счет последовательного увеличения инвестиций и доли инновационной составляющей.

Темпы в этой сфере задают металлурги.

Например, в черной металлургии идет кардинальное техническое перевооружение всех производственных переделов, начиная с подготовки сырья и заканчивая производством проката. На Уральском алюминиевом заводе в апреле текущего года запущен опытный участок электролизеров с повышенной мощностью тока, что выводит технологию получения алюминия на мировой уровень.

Другой актуальной задачей промышленной политики является эффективное использование амортизационных отчислений - основного источника инвестиций, который сегодня, надо признать, не работает в должной мере.

Уровень использования амортизационных отчислений в экономике не превышает 70-80 процентов. Используя этот источник в полном объеме, мы могли бы привлекать дополнительно 7-10 миллиардов рублей ежегодно.

Задача предельно понятна – амортизационные отчисления должны работать по прямому назначению.

И эту задачу я ставлю перед исполнительными органами государственной власти области, предпринимателями, отраслевыми союзами.

Поступательное развитие промышленности, сельского хозяйства транспорта, связи, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, невозможно без устойчивого снабжения энергоресурсами, внедрения энергосберегающих технологий.

Только снижение удельной энергоемкости произведенного продукта может обеспечить конкурентоспособность областной экономики на внутреннем и внешнем рынке.

Весомые задачи стоят перед нами по увеличению инвестиций в социальную сферу. В 2005 году завершим ввод в действие таких социально значимых объектов, как поликлиника областного госпиталя инвалидов войн, детский онкогематологический центр, ледовый дворец.

В 2006 году к значимым объектам относится ввод второй очереди Дворца игровых видов спорта, двух новых школ - в Красноуфимске и Нейво-Рудянском, корпус детского противотуберкулезного санатория в Сысертском районе.

Мы должны провести газ в Тугулым, начать строительство газопроводов в Туринскую Слободу и Бисерть.

Важнейшая задача - ввести в 2006 году 1 миллион 250 тысяч квадратных метров жилья и выйти в 2007 году на отметку в 1,5 миллиона квадратных метров.

В социальной сфере перед органами исполнительной и законодательной власти одна из неотложных и жизненно важных задач - совместное решение социальной модернизации льгот. Мы должны вместе рассчитать и определиться - какую льготу оставить в натуральном виде, какую перевести на денежную компенсацию.

Уважаемые депутаты!

В целом все цели бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2006 год направлены на дальнейший рост доходов людей, развитие социальной сферы и подъем во всех сферах экономики.

И основным гарантом достижения этих целей должна быть достаточность финансирования проводимых реформ.

Чтобы осуществить все расходные полномочия, в том числе вновь появляющиеся, нам придется приложить немалые усилия по поиску резервов и в увеличении доходов, и в повышении эффективности расходования бюджетных средств.

Хочу подчеркнуть, что областной бюджет на 2006 год, как и в предыдущие годы, должен быть сформирован как бездефицитный.

Формирование бездефицитного бюджета позволит нам одновременно финансировать и текущие, и капитальные расходы.

Важно помнить, что с 1 января 2006 года доходы субъектов федерации и местных бюджетов будут формироваться за счет нового перераспределения доходных источников по нормативам, указанным на слайде.

В 2006 году в полную силу начнет действовать реформа местного самоуправления, в результате которой значительно возрастает самостоятельность местных органов власти по формированию доходной базы собственных бюджетов.

Прежде всего, с 1 января 2006 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет вводится по решению представительных органов муниципальных районов (городских округов).

Поэтому в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации нормативные акты должны быть приняты и опубликованы в средствах массовой информации не позднее 1 декабря текущего года.

Если это не будет сделано, налоги не будут установлены и местный бюджет останется без доходов по данному источнику!

Органы местного самоуправления обязаны также своевременно установить ставки земельного налога, обеспечить четкое регулирование земельных отношений, провести всю работу по разграничению земли и продаже ее под застройку на аукционах.

Ставлю задачу максимально упростить процедуру передачи земли в собственность и ввести так называемый принцип «одного окна».

Только завершение большой законотворческой работы по приведению нормативной базы области и муниципальных образований в соответствие с изменениями федерального законодательства позволит дать старт полноценной реализации реформ.

Новый уровень самостоятельности должен сопровождаться и новыми требованиями к специалистам во всех муниципальных образованиях. И в этой связи на первый план выходит серьезная проблема подготовки кадров - управленцев для муниципальных образований.

Поручаю Правительству Свердловской области оказать активное содействие в подготовке кадров этого профиля.

Уважаемые коллеги!

Часть расходных обязательств муниципальных образований не претерпела существенных изменений. За счет средств собственных местных бюджетов должны финансироваться мероприятия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жителей, водоотведение, создание условий для предоставления транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, сбор и вывоз бытовых отходов, благоустройство, озеленение, освещение и другие вопросы.

Часть вопросов местного значения, которая законодательно передана с местного уровня на федеральный и областной уровень только сейчас, в Свердловской области уже финансируется из областного бюджета. Это полномочия по финансовому обеспечению платежей за неработающих в систему обязательного медицинского страхования, по обеспечению воинского учета и призыва, государственной регистрации актов гражданского состояния, пособий гражданам, имеющим детей.

Предусмотрена передача части полномочий с областного уровня на уровень местного самоуправления, например, финансирование обеспечение дошкольных учреждений, полномочий по экологическому контролю за объектами хозяйственной и иной деятельности.

В связи с подобным распределением встает задача адекватного обеспечения доходами расходных полномочий муниципальных образований.

Мне понятно, как с действующими и новыми полномочиями справятся муниципальные образования, имеющие наибольшую бюджетную обеспеченность по собственным доходам. Это Качканар, Верхняя Пышма, Краснотурьинск, поселок Рефтинский, Екатеринбург.

Но серьезно предстоит поработать в укреплении экономической самостоятельности таким территориям, которые имеют наименьшие показатели бюджетной обеспеченности и уровень собственных доходов менее 20 процентов. Это Дегтярск, поселок Староуткинск, Байкаловский, Слободо-Туринский , Пышминский районы.

Отличительной особенностью 2006 года является включение имеющихся на Среднем Урале закрытых административно-территориальных образований в систему межбюджетных отношений.

Предстоит большая работа по передаче государственных полномочий от ЗАТО органам государственной власти Свердловской области.

Это обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, обязательное медицинское страхование неработающих, ветеринарный контроль и ряд других полномочий.

Весь процесс должен сопровождаться передачей имущества и бюджетных учреждений, содержание которых будет осуществляться за счет средств областного бюджета.

Такая работа уже начата, необходимо ее активизировать для того, чтобы в расчетах проекта бюджета на 2006 год были учтены все новации.

Особенности формирования финансовых обязательств Свердловской области потребовали от государственных органов исполнительной власти проведения значительной подготовительной работы. Её необходимо завершить в кратчайшие сроки.

Уважаемые коллеги!

Чтобы оценить масштабы предстоящей работы, приведу несколько цифр.

От органов местного самоуправления 61 муниципального образования в Свердловской области поступили предложения о передаче в областную собственность 12377 объектов движимого и недвижимого имущества, из них 582 объекта недвижимого имущества и 11795 объектов движимого имущества.

К передаче в собственность муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, из областной собственности предложено 845 объектов, из них 652 объекта недвижимого имущества и 193 - движимого имущества.

Сроки и порядок передачи имущества федеральным законодательством определены. За нами - обеспечить выполнение этой работы до 1 января 2006 года.

Существенную трансформацию в 2006 году претерпевает и система межбюджетных отношений.

Межбюджетное регулирование должно быть обеспечено формированием в составе областного бюджета следующих фондов:

регионального фонда компенсаций;

фонда муниципального развития;

фонда софинансирования социальных расходов;

фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Бюджетным кодексом также предусмотрена возможность предоставления местным бюджетам дотаций и субсидий на иные цели в случае и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, в пределах 10 процентов общего объема помощи местным бюджетам.

В целом, в рамках проводимой реформы межбюджетных отношений предстоит определить структуру бюджетной системы Свердловской области на 2006 год, провести оценку расходных потребностей каждого уровня бюджетной системы и оценку доходных возможностей муниципальных образований каждого типа по закрепленным доходным источникам, и сформировать систему финансовой помощи местным бюджетам по новым принципам.

Все это, несомненно, вызовет существенное изменение финансовых потоков и расходных обязательств.

Что предстоит сделать в этом направлении?

В образовании главная задача сегодня - завершить процесс перераспределения полномочий и передать на областной бюджет расходы по финансированию специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей- сирот и учреждений среднего профессионального образования (медицинских училищ, музыкальных училищ, училищ культуры.

На муниципальном уровне остается финансирование дошкольного образования, дополнительного образования, организации отдыха детей в каникулярное время, общего образования, в части расходов, необходимых для обеспечения учебного процесса.

Крайне необходимо активизировать работу по передаче на областной уровень ряда муниципальных учреждений здравоохранения.

Это диспансеры, оказывающие специализированную помощь, специализированные санатории, дома ребенка, станции переливания крови.

В соответствии с установленными полномочиями с 2006 года органы местного самоуправления должны обеспечить оказание на территории муниципального района, городского округа скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В 2005 году происходит передача муниципальных учреждений социального обслуживания в областную собственность и в оперативное ведение Министерства социальной защиты, так как в соответствии с федеральным законодательством за органами местного самоуправления не закреплено полномочие по их содержанию.

Соответственно и все расходы на эти цели будут планироваться за счет средств областного бюджета.

Главная задача - завершить процесс передачи и обеспечить своевременное финансирование переданных учреждений.

В сфере ЖКХ с 1 января 2006 года осуществляется переход на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг населением, в областном бюджете больше не предусматриваются дотации местным бюджетам на возмещение разницы в тарифах организациям жилищно-коммунального хозяйства.

В 2006 году за счет средств областного бюджета будут предусмотрены субвенции на выплату гражданам жилищной субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг и расходы по муниципальным образованиям, в которых стоимость жилищно- коммунальных услуг превысила стандарт предельной стоимости, утвержденной для Свердловской области на 2005 год в размере 30,5 рублей на 1 кв.м. общей площади жилья.

Тарифная политика сейчас - за муниципальными образованиями и от того, насколько ее будут правильно проводить, зависит состояние бюджета.

Еще на одно изменение в федеральном законодательстве должны адекватно отреагировать как областные, так и местные органы власти. Это разработка и утверждение системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

На сегодняшний день на уровне Свердловской области принят ряд нормативных актов, регулирующих оплату труда работников областных государственных учреждений.

Внесенными законодательными актами сохраняем действующую систему оплаты труда для всех групп работников бюджетных учреждений, в том числе 25 процентов за работу в учреждениях, расположенных в сельской местности и рабочих поселках.

Федеральным законодательством предусмотрено самостоятельное установление органами местного самоуправления заработной платы для работников муниципальных образований.

В соответствии с федеральным законодательством предусматривается доведение минимального размера оплаты труда с 1 мая 2006 года до 1100 рублей в месяц.

В результате заработная плата по сравнению с плановым фондом оплаты труда 2005 года вырастет на 44 процента. По сравнению с планируемым повышением в 2005 году ставки I разряда тарифной сетки до 800 рублей с 1 июля и 900 рублей - с 1 октября рост заработной платы в 2006 году составит 33 процента.

Во-первых, это решение задачи, поставленной Президентом России по увеличению заработной платы учителям, врачам, работникам культуры и науки. Именно они задают современные стандарты развития общества, участвуют в формировании нынешней и будущей элиты России.

Во-вторых, это даст дополнительный импульс подъему заработной платы в реальном секторе экономики.

В-третьих, это увеличит налоговые поступления в бюджет по налогу на доходы физических лиц.

Претерпевает изменения порядок формирования областных целевых программ.

В 2006 году планируется реализовать 22 областные государственные целевые программы.

Государственная поддержка в рамках областных программ оказывается по широчайшему спектру различных сфер деятельности. Это и программы развития автомобильных дорог; учреждений социальной защиты; образования; здравоохранения, культуры, спорта и туризма, патриотического воспитания молодежи, программ социального развития села, государственной поддержки малого бизнеса, экологии и природных ресурсов.

Основные приоритеты при формировании и реализации программ остаются неизменными. Во-первых, акцентируются расходы в капитальном строительстве на завершение начатого строительства социальных объектов. Во-вторых, финансирование текущих расходов определяется, исходя из решений законодательных и исполнительных органов власти.

Инвестиционный блок бюджета даст толчок темпам роста инвестиций в металлургию, машиностроение, строительство, сельское хозяйство и другие сферы экономики.

За счет средств областного бюджета ежегодно предоставляются бюджетные, инвестиционные налоговые кредиты и государственные гарантии предприятиям в рамках реализации областных инвестиционных программ.

Опираясь на федеральное законодательство, вступающее в силу с 2006 года, областные государственные целевые программы не могут иметь в своем составе мероприятия муниципального значения.

Понимая всю значимость мероприятий, направленных на развитие общественной инфраструктуры муниципальных образований, на переходный период, объекты муниципального значения, не вошедшие в областные целевые программы, с 2006 года будут финансироваться из областного бюджета по принципу совместного финансирования из вновь создаваемых фондов.

Так, средства Фонда муниципального развития в форме субсидий предполагается направить на финансирование строительства объектов муниципального значения. За счет средств этого фонда в 2006 году предусмотрена реализация мероприятий по строительству жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизация инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.

Задача органов исполнительной и законодательной власти - своевременно разработать и принять нормативные документы, позволяющие начать реализацию областных государственных целевых программ и формирование соответствующих фондов.

Уважаемые депутаты, члены Правительства Свердловской области, главы муниципальных образований, руководители предприятий!

Как видите, предстоящий год будет сложным, задачи перед нами стоят грандиозные, но жизнь показала, чем напряженнее планы, тем больших результатов мы добиваемся.

Убежден, что мы имеем все предпосылки для реализации поставленных целей. Призываю вас к совместной слаженной работе, направленной на дальнейшее развитие и процветание нашей родной Свердловской области.

Спасибо за внимание!

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна