Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200320042005
ИюньИюльАвгуст
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Пресс-релиз за 01 июля 2004

2-ая страница
пресс-релиза за
01 июля 2004 года
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД г. Екатеринбург 1 июля 2004 года

Уважаемые депутаты палат Законодательного Собрания!

Уважаемые члены правительства Свердловской области!

Уважаемые коллеги!

Сегодня обновленному составу Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области представляются основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2005 год. Этим документом начинается очередной этап бюджетного процесса, выстраивается каркас государственной социально-экономической политики в регионе на следующий финансовый год.

Формирование бюджета на 2005 год проходит на фоне высоких темпов экономического развития в условиях кардинального реформирования федерального законодательства, особенно в налоговой и бюджетной сферах, а также административном устройстве страны.

Наши цели социально-экономического развития Свердловской области ясны и понятны. В первую очередь, это те задачи, которые поставлены Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в прошлом году и сохранены в нынешнем послании - удвоение экономического роста и преодоление бедности.

Свердловская область наряду с общенациональными приоритетами имеет внутренние долгосрочные ориентиры, утвержденные в Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года – основном нашем стратегическом документе.

Согласно стратегии, валовой региональный продукт Свердловской области к 2010 году вырастет по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза, к 2015 году – утроится, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся – в 3,4-4,2 раза.

Несмотря на ускоренные темпы роста, мы знаем проблемы, которые препятствуют нашему динамичному развитию, и последовательно их решаем. Среди них: ограничение по сырью для металлургического комплекса, особенно для цветной металлургии, необходимость проведения широкомасштабной модернизации основных фондов, низкая эффективность производства, демографический кризис, высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, недоступность строительства жилья для широких слоев населения. Именно на решение этих и других проблем были сконцентрированы все ресурсы и направлены наши усилия.

Об этом говорят результаты развития Свердловской области за последние годы. Они во многом предопределяют нашу бюджетную и налоговую политику в ближайшей перспективе.

Уважаемые коллеги!

В 2003 году экономика Свердловской области сохранила тенденцию поступательного развития, которое продолжается с 1999 года и характеризуется более высокой динамикой по сравнению со среднероссийскими значениями.

В текущем году эта динамика закреплена. Так, за январь-май 2004 года рост физических объемов промышленного производства по кругу крупных и средних предприятий составил 111,5 процентов, по полному кругу – 111 процентов, по России в целом – 107 процентов.

О позитивных тенденциях, сложившихся в экономике и социальной сфере области, свидетельствует интегральный показатель – индекс деловой активности (промышленность, строительство, транспорт, торговля, банковский сектор), который с начала текущего года имел устойчивую ежемесячную динамику роста, достигнув 108,8 процента в марте.

Высокие промышленные результаты в текущем году имеют металлургические предприятия: Нижнетагильский металлургический комбинат (С.Носов), металлургический завод им.А.К.Серова (А.Полянский), Нижнесергинский метизно - металлургический завод (В.Максимов), Первоуральский новотрубный завод (М.Мори). Продолжают динамично наращивать объемы производства предприятия алюминиевой отрасли - БАЗ (А.Сысоев), УАЗ (Б.Смоляницкий), а также практически все предприятия медной отрасли (братья Козицыны, К.Старков).

Среди машиностроительных предприятий это: «Пневмостроймашина» (А.Павлов), Нижнетагильский котельно-радиаторный завод (А.Мохов), Свердловский завод трансформаторов тока (А.Бегунов), Уральский оптико-механический завод (Э.Яламов), Уралтрансмаш (Ю.Комратов), Уральский приборостроительный завод (В.Годлевский), комбинат «Электрохимприбор» (С.Настин).

Из предприятий химико-лесного комплекса следует отметить «Уралпластик» (А.Гончаров), Тавдинский фанерный комбинат (А.Фомичев), Новолялинский ЦБК (В.Глузман), Туринский ЦБЗ (А.Коновалов).

В территориальном разрезе свою весомую лепту в экономический рост области вносит муниципальное образование «Город Нижний Тагил» (глава Н.Диденко).

Хочу отметить также ряд муниципальных образований, не таких крупных, но вырвавшихся в лидеры и удерживающих положительную динамику индекса физического объема промышленного производства в последние годы. Это муниципальные образования: город Верхняя Тура (глава А.Селезнев), поселок Рефтинский (глава Д.Петров), Белоярский район (глава В.Шестаков), Талицкий район (глава Н.Таранов).

Уважаемые коллеги!

Ощутимо возросли инвестиции в основной капитал. В 2003 году темп роста их в сопоставимых ценах составил к уровню 2002 года 112 процентов. Сохраняется ускоренная динамика и в текущем году: за 5 месяцев 2004 года – порядка 117 процентов. И здесь нам нельзя отступать. Для реализации задач, которые мы ставим, необходимо, чтобы скорость наращивания капитальных вложений была вдвое выше темпов роста промышленного производства.

Активно прирастают объемы жилищного строительства. В 2003 году введено в эксплуатацию почти 780 тысяч квадратных метров жилых домов, что на 11 процентов больше, чем в 2002 году. Не снижаются темпы жилищного строительства в текущем году (за январь-май 2004 года рост составил 115 процентов).

Убежден, что область в 2005 году выйдет на ожидаемый ввод жилья в 1 миллион квадратных метров. Одним из главных путей решения этой задачи должно стать широкое использование ипотечных жилищных кредитов. Работа по этой схеме показала ее высокую востребованность: за 6 месяцев выдано около 100 кредитов на сумму 40 миллионов рублей, еще 400 семей подбирают квартиры, подано более 1500 заявок. Включились в этот процесс муниципальные образования и промышленные предприятия. Считаю, что именно предприятия должны активизировать меры социальной поддержки своих работников в жилищной сфере. В частности, использовать двухступенчатую схему, взяв на себя выплату части процентов по кредиту с последующей рассрочкой его погашения.

Будет продолжена политика предоставления помощи в обеспечении жильем молодых специалистов в сельской местности. Кроме этого, аналогичный механизм следует распространить в 2005 году для молодых работников бюджетных учреждений в городах и поселках. Ставлю также задачу в будущем году отселить из аварийного жилья за счет областного бюджета более 180 семей (это порядка 11 тысяч новых квадратных метров).

Уважаемые участники заседания!

Нам удалось улучшить финансовые показатели работы предприятий, особенно в промышленном комплексе области. Здесь финансовый результат поднялся за январь-апрель 2004 года к аналогичному периоду предыдущего года в 2 раза. Это - благоприятная тенденция, и ее надо закрепить. Она важна как источник повышения заработной платы работникам и роста инвестиций.

В то же время в экономике области сохраняется высокий удельный вес убыточных предприятий, хотя и снижающийся с начала года (43 процента от общего числа учитываемых предприятий). Их убытки как путы мешают нашему динамичному развитию. Думаю, что назрела острая необходимость предметно разобраться с каждым «неперспективным», неэффективно работающим предприятием, горе-собственником, недальновидным менеджером. Лучшим подспорьем здесь может стать внесенный в Думу законопроект о регулировании собственности, дающий основание избавиться от нерадивого собственника.

Важным достижением текущего периода является увеличение бюджетных ассигнований на поддержку малого бизнеса и предпринимательства. Они увеличены в 7 раз по сравнению с 2003 годом. Именно малый бизнес призван стать подспорьем большой экономики, новой движущей силой экономического роста. В этой сфере сейчас занято свыше 350 тысяч человек. Ежегодно объемы производства продукции, работ и услуг в сфере малого предпринимательства в 1,4-1,5 раза выше, чем в других отраслях экономики области. Темпы неплохие, но нельзя на этом останавливаться. Важно и в дальнейшем сохранить сложившуюся динамику. Это станет возможным, если мы пойдем по пути усиления производственной кооперации малых и крупных промышленных предприятий на основе создания технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных, технологических, инжиниринговых центров. Это предусмотрено в наших программах и должно быть отражено в бюджете через адекватную динамику увеличения государственной поддержки малого бизнеса.

Одним из серьезных направлений считаю участие малых предприятий в переработке отходов, утилизации свалок, реализации экологических проектов с внедрением новых технологий. Здесь колоссальный участок работы, непочатый пласт возможностей для малого бизнеса, особенно в крупных промышленных городах.

Малому бизнесу посильно занять и еще одну нишу – организовать работу небольших, малоформатных, малокомплектных детских садов, в которых сейчас острая нехватка. Практически в каждом муниципальном образовании назрела необходимость быстро, мобильно разрешить проблему обеспечения детскими дошкольными учреждениями.

Уважаемые коллеги!

Реальные результаты в экономике привели к позитивным сдвигам в социальном комплексе.

Ситуация в социальной сфере в течение 2003 года характеризовалась устойчивым ростом реальных денежных доходов населения и заработной платы. Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2003 год выросли на 20 процентов (для сравнения скажу: в целом по России – чуть более 14 процентов). В результате область среди субъектов Российской Федерации по этому показателю с 26 места в 2001 году переместилась на 9 место в 2003 году.

Среднемесячная заработная плата одного работника в декабре 2003 года увеличилась в сравнении с декабрем 2002 года на 27 процентов и превысила 7200 рублей. Сегодня наемный работник в нашей области за свой труд получает на 400 рублей больше, чем в Пермской области и на 800 рублей больше, чем в Челябинской.

Вместе с тем пока не удается искоренить другую проблему в этой сфере – задолженность по выплате заработной платы. Моя позиция однозначна – больше с этим нельзя мириться. Активно в этот процесс включилась прокуратура. Надеюсь, что общими усилиями мы снизим долги перед работниками.

Уважаемые коллеги!

Высокая результативность социально-экономических показателей позволяет формировать консолидированный бюджет области с ежегодным наращиванием его доходной базы и соответственно расходной части.

В 2003 году доходы консолидированного бюджета Свердловской области составили 40,6 миллиарда рублей, что более чем на 15 процентов выше фактического исполнения консолидированного бюджета по доходам в 2002 году.

В текущем году прогнозируемые доходы составят 46,2 миллиарда рублей, что практически на 14 процентов выше фактического исполнения консолидированного бюджета Свердловской области за 2003 год. И это несмотря на то, что традиционно из-за решений, принятых на федеральном уровне, некомпенсированные потери бюджета области равняются полутора миллиардам рублей.

Уважаемые участники заседания!

Какими видятся перспективы экономического развития Свердловской области в будущем году?

В соответствии с предварительным прогнозом Минэкономразвития России, в 2004-2007 годах валовой внутренний продукт Российской Федерации будет расти в год темпами около 106 процентов к предыдущему году. Рост валового регионального продукта Свердловской области в 2005 году прогнозируется в пределах 107,5-108 процентов.

По-прежнему фундаментом областной экономики останется промышленный комплекс. Однако дальнейший рост объема промышленного производства возможен только на инновационной основе. И здесь авангардом должно стать машиностроение как лакмусовая бумажка инноваций.

Мы должны в перспективе выстроить новый инновационный тип конкурентоспособной экономики.

Для этого нужно создать новую модель развития машиностроительного комплекса, отвечающую современным мировым требованиям. Пока не изживем натуральное хозяйство, примитивный ручной труд, пока вместо 110 тысяч «убогих» станков не появится 10 тысяч высокопроизводительных механизированных агрегатов, наша участь определена – дорога в постиндустриальный мир закрыта. И такая модель должна быть не только разработана, но и внедрена. Уверен, меня поддержат предприятия и активно подключится к решению этой проблемы Министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области. Надеюсь на реальный вклад нашего научного сообщества. В последние годы мы значительно увеличили бюджетные ассигнования на научные разработки (с 8 миллионов рублей в 2000 году до 52 миллионов рублей в бюджете текущего года). Настала пора оценить результативность этих вложений, посмотреть отдачу этого потенциала, реальность внедрения научных разработок в практику. Действенным шагом в этом направлении может стать переориентация части финансовых вложений на науку для создания венчурных фондов. И начать надо с инвентаризации технологических разработок, создания реестра, классифицированного по основным областям их применения. Нужно также создать организационную систему, обеспечивающую рыночное внедрение наукоемких технологий.

Уважаемые участники заседания и коллеги!

Мы должны помнить, что двадцать первый век – век информации. Информация стала ресурсом и подлинной движущей силой развития современного мира. Поэтому нам следует иметь программу информатизации управления областью.

Она должна обеспечить переход взаимодействия органов власти с организациями на электронную форму, ввести в области механизм «социальной карты» на каждого человека, создать условия для обслуживания населения по технологии единого социального окна, внедрить систему госзакупок на основе электронных торгов. Одно только это способно сэкономить десятки и сотни миллионов бюджетных средств. И такую программу необходимо правительству области продолжить выполнять и усилить ее финансирование.

В контексте выполнения задачи по преодолению бедности и росту жизненного уровня прогнозируется, что реальные доходы населения в России вырастут к 2007 году на 40 процентов, причем быстрее будут расти доходы наименее обеспеченных слоев – как минимум 50 процентов выйдут из этой категории. В Свердловской области реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут в 2005 году на 10-11 процентов к уровню 2004 года. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составит в Свердловской области в 2005 году 11 процентов (при показателе 14 процентов по России в целом). Обеспеченность семьи в 2005 году (с учетом государственных гарантий бюджетов всех уровней) более чем втрое превысит прожиточный уровень семьи. Это во многом станет возможным благодаря реализации концепции «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года».

Ставлю задачу всем - минимальную оплату труда в 2005 году установить не ниже величины прожиточного минимума. Никто не имеет права платить ниже прожиточного минимума. Именно это соответствует целям борьбы с бедностью.

Уважаемые депутаты!

С учетом прогнозных тенденций экономического роста на 2005 год планируется достичь объема доходов бюджета области в сумме 50 миллиардов рублей.

Это вполне соответствует общему масштабу задач социальноэкономического развития. Однако, к сожалению, это не закроет даже темпов инфляции. Надо выходить на 53-55 миллиардов рублей. Предлагаю еще раз посмотреть наши резервы и проработать вариант бюджета с этими параметрами. Для достижения такого объема доходов бюджета потребуются дополнительные средства. В первую очередь - мобилизация собственных доходных источников.

Главный из них - расширение налогооблагаемой базы за счет подъема экономики региона.

Другой мобилизационный источник - это повышение собираемости налогов, включая «легализацию» экономики.

Расчеты показывают, что в 2001-2004 годах налоговый потенциал Свердловской области превосходит фактическое поступление налогов в среднем на 4 – 5 миллиардов рублей в год. Эта разница показывает объем так называемой неформальной, а попросту – «теневой» экономики. По данным статистики, сегодня до 40% результатов хозяйственной деятельности в отдельных отраслях находятся «в тени», то есть с них не платятся налоги. В соответствии с методикой Минфина России (расчет доходов бюджета по налоговому потенциалу) наша задача - ежегодно прирастать по налоговым поступлениям на 20 процентов, чтобы к 2010 году увеличить в сопоставимых ценах нынешний бюджет в 1,5 раза.

В этом вопросе моя позиция однозначна – каждый работодатель должен неукоснительно выполнять свою основную гражданскую обязанность – в полном объеме выплачивать все установленные законодательством налоги. Мы провели заседание Совета общественной безопасности Свердловской области, посвященное оценке налогового потенциала области, собираемости налогов и выработке решений, направленных на кардинальное изменение сложившегося положения, решительную борьбу с «теневой» экономикой. Жду соответствующих действий от Правительства области. Нужно так отладить систему финансового мониторинга, чтобы иметь полное понимание: кто не платит, по какой причине, в каком объеме. Что в этой сфере в наших полномочиях мы будем делать своими силами. Если требуется решение на федеральном уровне, то правительство области должно представить конкретные предложения.

Еще один реальный источник повышения наших доходов – совершенствование механизмов управления государственным имуществом.

В частности, следует занять более активную позицию в вопросах реформирования управления земельными ресурсами. Речь идет о предоставлении земельных участков в собственность или аренду юридическим и физическим лицам, развитии рынка сельскохозяйственных земель, вовлечении в хозяйственный оборот земель лесного и водного фондов. Все эти меры способны дать ощутимый финансовый эффект.

Уважаемые коллеги!

Безусловно, на бюджетные доходы региона влияют конкретные решения, принимаемые на федеральном уровне, прежде всего, по реформированию налоговой системы. Это отразится на традиционных источниках налоговых поступлений в бюджет области.

В первую очередь изменения коснутся налога на имущество физических лиц. Произойдет снижение ставки до 0,1 процента против 2 процентов сегодня, а налоговая база будет определяться, исходя из рыночной стоимости имущества. Изменения коснутся и режима применения земельного налога: налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость земельного участка. При этом будет установлена максимальная ставка налога, дифференцируемая по категориям земель.

Следующее важнейшее направление федеральной налоговой реформы – снижение базовой ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6 процента до 26 процентов. С одной стороны, это создает предпосылки для серьезного повышения заработной платы в реальном секторе экономики. И власть должна это проконтролировать.

С другой стороны, снижение ставки ЕСН подразумевает и снижение ставок зачисления налога по одному из вариантов (более щадящему) в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 28 до 20 процентов), Фонд социального страхования (с 4 до 3,2 процента), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (с 3,4 до 1,8 процентов). Общая сумма снижения поступления доходов в государственные внебюджетные фонды с территории Свердловской области составит примерно 12 миллиардов рублей. Эти потери могут привести к сокращению социальных программ. В данной ситуации необходимо продумать всестороннюю систему комплексных мер, может быть, даже экстремальных.

В рамках проводимой реформы ожидается, что целевые бюджетные фонды Свердловской области - территориальный дорожный и «Восстановление и охрана водных объектов» лишатся своих основных доходных источников. Но мы в этих условиях обязаны продолжить работу с ними.

Уважаемые депутаты!

В качестве законодательной инициативы вам на рассмотрение вносится законопроект по увеличению ставок транспортного налога для транспорта с большой мощностью двигателя (более 100 лошадиных сил). Одновременно считаю целесообразным перенести уплату этого налога на более ранние сроки. Сегодня в законе срок датирован 1 июля. Давайте проявим в этом вопросе хозяйственность и получим средства на строительство и ремонт автодорог перед началом проведения массовых работ. Надеюсь, мы найдем понимание в этом вопросе областной ГАИ, способной оперативно предоставить соответствующую базу достоверных данных.

Считаю предложение о передаче транспортного налога на муниципальный уровень поспешным. Он должен концентрироваться в территориальном дорожном фонде. В противном случае крупные и средние города получат выигрыш по налоговым доходам, малые, имеющие недостаточно развитую транспортную сеть, останутся с прежними доходами бюджета и разбитыми дорогами.

Кроме того, учитывая, что объемы бюджетных ассигнований дорожной отрасли за 4 года снизились до 4 миллиардов рублей (почти на 60%), а реальные потребности оцениваются Схемой развития в 7 млрд. рублей в год, считаю позицию Президента правильной и предлагаю при сохранении бюджетного финансирования шире привлекать в строительство и поддержание дорог частные инвестиции. Это продвинет автодорожную и прилегающую инфраструктуру области, что, в свою очередь, даст новый импульс развитию соответствующих территорий. Ставлю перед правительством задачу по разработке соответствующих предложений и механизмов по привлечению в отрасль частного капитала.

Уважаемые депутаты!

Из федеральной налоговой реформы вытекает еще одна задача на ближайший период – подготовка и принятие пакета документов по реализации налоговой реформы и совершенствованию областного налогового законодательства.

Здесь нам предстоит совместно потрудиться по отдельным законопроектам. Кроме названного выше закона, отработать закон по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также использовать свое право и пролонгировать предоставление налоговых преимуществ для ряда организаций.

Уважаемые депутаты!

Таковы стартовые условия и основные направления формирования доходов. Как предлагается строить бюджетную политику по расходам в 2005 году?

Главной особенностью, новой идеологией формирования бюджета должен стать переход от расходования бюджетных средств к управлению бюджетными результатами.

Что это означает?

Если коротко, то от сегодняшней ориентации лишь на освоение бюджетных средств нужно будет перейти на достижение конечных результатов в рамках бюджетных назначений.

Если более конкретно, то это означает, что главные распорядители бюджетных средств должны не ограничиваться только бюджетными заявками, а планировать государственные задания подведомственным учреждениям и представлять в Правительство области доклады о результативности расходов.

Немаловажным фактором является достижение оптимального уровня госрасходов. Правительству Свердловской области в самые кратчайшие сроки следует провести инвентаризацию организаций государственного сектора экономики с целью выявления соответствия их функций и задач государственным нуждам. При этом бюджетные расходы должны быть сведены к эффективному минимуму. Экономии государственных расходов следует добиться путем снижения затрат на содержание зданий и сооружений, сокращения коммунальных платежей, проведения максимально возможной оптимизации сети бюджетных учреждений области, обеспечения их более компактного размещения. По-видимому, эта проблема будет еще более осложнена передачей регионам социальных объектов, как на днях заявил Алексей Кудрин, с передачей необходимых для их финансирования доходов в сумме 27 миллиардов рублей. Нетрудно посчитать, сколько ориентировочно достанется каждому субъекту – около 300 миллионов рублей.

Уважаемые коллеги!

Хочу подчеркнуть, что областной бюджет на 2005 год, как и в течение предыдущего ряда лет, формируется как бездефицитный и сохранит свою социальную ориентацию. Это означает, что наши расходы обеспечены доходами. А это главная предпосылка выполнения всех бюджетных обязательств, которые мы на себя принимаем. Каковы же ключевые приоритеты нашей бюджетной политики по расходам в 2005 году?

Прежде всего, нужно увеличить заработную плату в бюджетной сфере. Темпы ее роста должны быть, как минимум, не ниже 120 процентов. Мы обязаны сохранить 25 процентов доплаты работникам бюджетных учреждений в сельской местности, тем самым не ухудшая их положения. Считаю, что мы обязаны сохранить ряд льгот нашим ветеранам. Должны быть готовы и к тем изменениям, которые могут произойти в ходе проведения комплексной реформы социальной защиты населения, в частности, к трансформации льгот, предоставляемых населению в натуральной форме, денежными выплатами.

В области набирает обороты и будет продолжена работа по социальной реабилитации социально-незащищенных групп населения, в частности, по созданию и квотированию рабочих мест для инвалидов.

Комплекс мер необходимо провести в сфере ЖКХ. Надлежит в полном объеме осуществить оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями в пределах лимитов потребления.

Увеличить долю оплаты населением услуг жилищно-коммунального хозяйства с 80 до 90 процентов. При этом жилищные субсидии малообеспеченным слоям населения в 2005 году вырастут вдвое и составят более 950 миллионов рублей.

Одновременно расходы консолидированного бюджета области по возмещению разницы в тарифах на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, рассчитанные на 2004 год в объеме 4,2 миллиарда рублей, в 2005 году будут снижены до 2,6 миллиардов рублей.

Уважаемые участники заседания!

Приоритетным направлением деятельности органов государственной власти области должно стать возрождение нашего уральского села.

Считаю, что ставку в создании современного облика села мы должны сделать на тех людей, которые обеспечивают развитие сельской инфраструктуры, подтягивая ее до городского уровня. По сельским медикам мы такой вопрос уже решили – через механизм финансирования земского врача. Аналогичную по действенности технологию нужно создать для сельского учителя, работника культуры, сельского милиционера. Поручаю правительству области разработать конкретные мероприятия по насыщению этой идеологии схемами реализации.

Есть в сельском хозяйстве и другие насущные конкретные задачи.

Во-первых, следует максимально вовлечь в сельскохозяйственный оборот неиспользованную пашню. И здесь нужны стимулирующие механизмы, которые предстоит разработать.

Во-вторых, птицеводческие предприятия области должны быть сориентированы на производство собственного зерна.

В-третьих, необходимо развернуть широкую пропаганду и создать все условия по закреплению молодых специалистов на селе.

В-четвертых, нужно организовать создание новых предприятий и цехов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции с участием промышленного и финансового капитала.

В-пятых, следует провести тщательную «ревизию» эффективности предоставления государственной поддержки сельским товаропроизводителям.

Следует сделать все необходимое, чтобы интенсивнее заработала наша потребкооперация по закупу излишней продукции у селян. Скажите, могут ли удовлетворить следующие цифры закупок у населения: в 2003 году - 300 тонн овощей, 230 тонн молока, 300 тонн мяса. Потенциал личных подворий граждан должен быть востребован! Это не только дополнительные темпы прироста сельскохозяйственной продукции. Это увеличение доходов семьи в сельской местности. Это и повышение жизненного уровня сельского населения. Это и дополнительные доходы в бюджет. Жду инициативы в этом вопросе от Облпотребсоюза и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области.

Названные выше задачи - важные, но не единственные в сфере расходной бюджетной политики. Какие еще приоритеты мы выдвигаем?

Они следующие:

- обеспечить объем капитальных вложений не ниже уровня 2004 года;

- сохранить оказание финансовой поддержки из средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований в целях погашения кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг в случае недофинансирования этих расходов из областного бюджета.

Как и в текущем году, при расчете финансовой помощи местным бюджетам на 2005 год прочие расходы местных бюджетов должны быть предусмотрены в размере 3 процентов от объемов расходов в целом, а для территорий-доноров в качестве стимулирующей меры прочие расходы должны быть увеличены в 1,5 раза в сравнении с территориями-реципиентами.

Сохранится в 2005 году и государственная поддержка так называемых депрессивных и проблемных муниципальных образований. Будет продолжена реализация соответствующего областного закона по оказанию помощи из областного бюджета Тугулымскому, Гаринскому, Серовскому, Таборинскому, Байкаловскому районам. Специализированная поддержка будет оказана коренному малочисленному народу манси, проживающему на территории муниципального образования «Город Ивдель», а также муниципальным образованиям: город Карпинск, город Ирбит и Ирбитский район, Верхотурский уезд и другим территориям области.

Предлагаю оставить на уровне предыдущего года с учетом инфляционной составляющей объемы финансирования из областного бюджета государственных целевых программ Свердловской области. В 2005 году к реализации планируется 29 программ, из них 15 будет долгосрочных, утвержденных законами области.

Безусловно, я не мог детально остановиться на всех направлениях бюджетной и налоговой политики будущего года. В процессе работы над бюджетом и принятия федеральных законов они будут конкретизироваться.

Уважаемые коллеги!

Потребует от нас адекватного ответа проводимая в стране административная реформа, в том числе реформирование федеративных отношений и местного самоуправления. В этой связи предстоит реализовать ряд мер, направленных на оптимизацию расходов на управление. Главное - поднять на новый уровень качество принимаемых управленческих решений.

Серьезная работа предстоит в части разграничения доходных полномочий и расходных обязательств между различными уровнями власти.

Мы должны быть готовы и к другим новациям, предлагаемым Правительством Российской Федерации в рамках «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах». Новации коснутся как сроков, так и процедуры подготовки бюджета, произойдет переориентация на выработку четких расходных приоритетов и оценку их результативности, существенно видоизменяется бюджетная классификация. Предусматривается выделение бюджета «действующих» и принимаемых обязательств, а также реформирование бюджетного учета, совершенствование среднесрочного финансового планирования и программно-целевого метода. Все это потребует существенного изменения нормативно-правовой базы области.

Значительная работа предстоит нам по проведению реформы местного самоуправления в связи с вступлением в силу нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Предлагаю правительству области при бюджетных проектировках на 2005 год максимально возможно опробовать условия реформы межбюджетных отношений, которую нам предстоит осуществить с 2006 года. Это позволит приобрести необходимый опыт и обучиться работе в новой системе межбюджетных отношений.

Уважаемые депутаты, члены правительства Свердловской области, главы муниципальных образований, руководители предприятий!

Как видите, предстоящий год будет сложным, но жизнь показала: чем напряженнее планы, тем больших результатов мы всегда с вами добиваемся. И я абсолютно поддерживаю Президента, что ставить задачи следует не в обобщенном виде, а в преломлении к каждой семье, к каждому отдельному человеку.

Любые экономические и бюджетные результаты должны рассматриваться именно сквозь призму того, а на сколько это повлияло на социально-экономическое положение конкретного человека? Времена, когда баснословные состояния единиц сколачивались за счет обнищания тысяч, за счет прямого ущерба государству, должны уйти безвозвратно в прошлое.

Убежден, что Свердловская область имеет все предпосылки для реализации поставленных целей. Призываю вас к совместной слаженной работе, направленной на всемерный рост уровня жизни и благополучия населения, качества жизни каждого гражданина, на укрепление социально-экономической стабильности в обществе, дальнейшее развитие и процветание Свердловской области.

Спасибо за внимание!

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна