Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200220032004
НоябрьДекабрьЯнварь
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Пресс-релиз за 17 декабря 2003

1-ая страница
пресс-релиза за
17 декабря 2003 года

Выступление губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя на торжественном собрании, посвященном девятой годовщине Устава Свердловской области

17 декабря 2003

Дорогие друзья!

Сегодня мы отмечаем уже девятую годовщину основного Закона Свердловской области - Устава Свердловской области.

Показательно, что это мы делаем практически через несколько дней после юбилея Конституции Российской Федерации. 12 декабря исполнилось 10 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Устав Свердловской области вступил в действие 17 декабря 1994 года - через год после принятия Конституции. Так что, следующий год будет для Устава нашей области знаковым, юбилейным.

Мы собрались в очень важный период для нашей области, для нашей страны.

Еще не утихли страсти выборных баталий. Этот был переломный момент, когда мы выбирали по какому пути пойдет Россия.

Сегодня можно уверенно сказать – выборы прошли успешно. Свердловчане, как и все россияне, пришли на избирательные участки и сделали свой сознательный выбор в пользу курса Президента, курса дальнейшего реформирования страны.

Что сегодня нужно нашей стране, родному Уралу?

Необходимо дальнейшее продолжение реформ, проводимых Президентом страны – Владимиром Владимировичем Путиным. Для этого Президенту нужна надежная политическая опора. Такой опорой является партия «Единая Россия».

И уральцы абсолютным большинством поддержали «Единую Россию» – более 34 процентов голосов было отдано за президентскую партию.

Хотя в Государственную Думу прошли четыре партии – Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и «Родина», жителям Свердловской области близки и демократические программы правых партий – СПС и «Яблоко».

Итоги выборов в Государственную Думу вселяют уверенность, в том, что «Единая Россия» будет действенным инструментом объединения общества вокруг наших общих целей.

Вместе мы будем строить будущую Россию - сильное государство, в котором укрепится общественно-политическая и экономическая стабильность, вырастет благосостояние граждан.

Девять лет – этот большой срок, для того, чтобы оценить роль Устава Свердловской области в жизни Среднего Урала.

Историческое значение Устава Свердловской области - свода правил всей жизни нашего региона, становится виднее в свете юбилея Конституции Российской Федерации.

Десятилетний опыт применения Конституции и девятилетний опыт действия Устава Свердловской области сегодня нужен нам для решения внутренних задач, стоящих перед страной и перед Уральским краем, а также и для эффективных ответов на новые вызовы современности.

Ведь за Уставом Свердловской области стоит наша твердая политическая воля и законотворческая инициатива, основанные на духе и букве Конституции Российской Федерации.

За девять лет произошли значительные изменения в государстве и в нашей области.

Россия вышла из горнила потрясений последнего десятилетия новой, возрожденной страной. Сейчас Россия во главе с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным вступила в период государственного воссоединения, политического, экономического и духовного обновления.

Сегодня развитие законодательства – федерального и регионального - происходит в этом же направлении.

Здесь нужна особая ответственность. Президент накануне празднования десятилетия Конституции Российской Федерации, отвечая на участившиеся предложения «переписать» основы Конституции, в очередной раз совершенно недвусмысленно высказался за незыблемость принципов и буквы Основного Закона страны. Строгое следование Конституции – это основа успешного развития государства и гражданского согласия в обществе. Ресурсы Конституции далеко еще не исчерпаны, сказал Президент, «закрывая» все спекуляции на теме возможных поправок к Основному Закону.

Сегодня пересмотр фундаментальных положений Конституции равносилен пересмотру основ государственного строя страны и неизбежно ведет к ослаблению страны и государственной власти.

Так же бережно мы должны относиться к Уставу Свердловской области. Наши предки говорили: «где начнут уставы ломать - не долго той земле стоять».

Мы понимаем, что Устав - не догма. В соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством мы обязаны приводить наши региональные нормативные акты, в том числе и Устав Свердловской области, в соответствие с изменяющимися федеральными законами.

Не всегда это просто, но мы это делаем, поскольку понимаем без единого правового пространства мы не можем говорить о едином государстве.

Президент, отмечая огромное значение Конституции Российской Федерации, подчеркнул, что сегодня удалось восстановить практически в полном объеме правовое единство, правовое поле страны. Это является важнейшим условием для развития России в целом. Удалось привести в соответствие с Конституцией – Основным законом Российской Федерации - уставные документы и Конституции субъектов Российской Федерации.

Президент подчеркнул, что сегодня удалось восстановить практически в полном объеме правовое единство, правовое поле страны. Это является важнейшим условием для развития России в целом. Удалось привести в соответствие с Конституцией – Основным законом Российской Федерации - уставные документы и конституции субъектов Российской Федерации.

В то же время сегодня необходимо взаимное совершенствование и федерального, и регионального законодательства. В этом встречном движении - реальная диалектика «живого» политического процесса.

В этом мы надеемся на новый состав Государственной Думы, который будет учитывать интересы регионов.

Сейчас, как никогда, важна консолидация всех сил – федеральных, региональных, муниципальных в один мощный кулак. И особая ответственность ложится сегодня на законодателей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Устав Свердловской области положил начало развитию регионального законотворчества о местном самоуправлении.

Вопросы развития местного самоуправления сегодня – в центре дискуссий. Прежде всего, это вопрос о балансе прав и ответственности.

В настоящее время принят новый федеральный закон о местном самоуправлении, который призван определить его место во властной вертикали, круг его обязанностей и функций.

Новый закон должен установить демократические принципы местного самоуправления. Правила взаимоотношений между региональной властью и местным самоуправлением.

Главный вопрос – вопрос об ответственности. Теперь, помимо условий, предусмотренных ранее действовавшими законами, представительный орган муниципального образования может быть распущен законом субъекта Российской Федерации, а не Указом Президента Российской Федерации.

В законе указаны основания для принимаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации акта от отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. К ним относится признанное судом издание правовых актов, противоречащих Конституции, федеральным и областным законам, а также совершение должностным лицом действий, не имеющих нормативного характера.

Стратегически важной задачей является принятие федеральных законов о разграничении полномочий между различными уровнями власти.

Президент недавно ясно высказался, что действующая Конституция позволяет разграничить полномочия федеративного центра и регионов, но «сделать это надо понятно и прозрачно».

Уверенности придают нам высказывание Президента Путина о том, что полномочия регионов, особенно начиная с 2005 года, будут значительно увеличены. В зону региональной ответственности переходят многие вопросы, которые сегодня регулируются федеральным законодательством.

Сегодня, по прошествии лет, можно признать, что судьба Устава - Основного Закона Свердловской области, оказалась непростой, а порой - и драматической.

Тогда, осенью 1993-го, мы поняли, что для федерализма в России необходим новый импульс развития демократического, правового, единого государства.

Устав Свердловской области мы начали разрабатывать еще до принятия Конституции Российской Федерации. Справедливости ради надо сказать, что тогда это был не Устав Свердловской области, а Конституция Уральской республики, на базе которой и был разработан Устав Свердловской области - ведь в те дни мы действовали в правовом поле Конституции РСФСР.

Вы знаете, что обсуждение новой Конституции Российской Федерации шло в острой политической борьбе. Вместе с экспертами я принимал участие в работе Конституционной комиссии, готовившей проект новой Конституции.

Накануне принятия новой Конституции Российской Федерации мы сознавали, что всякое промедление чревато будущим неравноправием большинства субъектов федерации - областей и краев. Нужны были решительные, пусть и рискованные действия. Риск, как известно, благородное дело.

То смелое решение нашего Областного Совета оказало огромное воздействие на становление России как федеративного государства, на формирование качественно новых отношений центра и регионов в рамках правового поля.

История показала нашу правоту. И сегодня мы живем по Конституции Российской Федерации, в пятой статье которой закреплено положение о равенстве всех субъектов Федерации, включенное под влиянием наших документов.

А ведь всего несколько лет назад мысль о самостоятельном законотворчестве регионов и выборности их глав считалась посягательством на устои.

Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без свободных выборов, без состязательности самых разных партий, без открытой политической конкуренции и диалога.

Принятие Устава Свердловской области обезоружило противников реального федерализма. Устав Свердловской области реализовал законные права Свердловской области как субъекта Федерации, закрепил принципы подлинного народовластия.

Важный статус Устава требовал всесторонней проработки всех его положений лучшими научными коллективами Свердловской области. Вся область участвовала в подготовке и в обсуждении этого основополагающего документа.

Участники этих событий помнят, как много было сломано копий по проблемам соотношения федерализма и региональной политики. Мы исходили из принципа - и стоим на нем - «Силен Урал – сильна Россия».

Уральский край – регион особый.

Мы, уральцы - люди, которые умеют решать все проблемы уверенно и быстро, опираясь на собственные силы и умение.

Многие наши инициативы в области политики были первыми в России. И свои истоки они берут в Уставе Свердловской области.

Среди них - первые выборы губернатора в стране в 1995 году.

Среди них - и создание первых региональных общественно-политических движений и партий, которые соединили все силы в регионе, отразив всю палитру наших политических настроений и симпатий.

Это и создание двухпалатного парламента, в котором впервые в стране проводилось голосование в одну палату – в Областную думу - по спискам от партий и общественно- политических движений, и в другую палату – в Палату Представителей Законодательного Собрания – по мажоритарной системе. Тогда мы слышали разные мнения по поводу принципов формирования нашего областного парламента. Но сегодня такое устройство принято в качестве правовой нормы для всех субъектов Российской Федерации.

Это и организация первого института Уполномоченного по правам человека. Сегодня этот институт гражданского общества работает довольно успешно.

Это и первые выборы по партийным спискам в Областную Думу в соответствии с федеральным законодательством в апреле 2002 года.

Это и прошедшие осенью выборы губернатора Свердловской области, когда впервые в стране после вступления в силу Закона о политических партиях выборы проходили с выдвижением кандидата от федеральной политической партии – от «Единой России».

Устав Свердловской области на основе Конституции Российской Федерации закрепил статус Свердловской области как равноправного субъекта Российской Федерации.

С появлением Устава в Свердловской области начался процесс государственного строительства, возникла система выборных органов народовластия, легитимная система государственных институтов власти.

Устав определил структурные принципы и полномочия органов государственной власти Свердловской области: обеих палат Законодательного Собрания Свердловской области, а также полномочия Губернатора и Правительства Свердловской области. Устав определил структурные принципы и полномочия органов государственной власти Свердловской области: обеих палат Законодательного Собрания, а также полномочия Губернатора и Правительства Свердловской области.

В поле внимания Устава Свердловской области находятся такие органы власти как Совет безопасности, Уполномоченный по правам человека, Уставный суд, Фонд губернаторских программ. Мы первыми в России статусно закрепили в Уставе области существование этих жизненно важных общественно-политических инструментов.

И сегодня все эти структуры активно участвуют в общественной жизни области. Все мы видим реальные плоды их деятельности.

Устав Свердловской области, как ее основной закон, имеет высшую юридическую силу и оказывает прямое действие на всей территории области. Ни один закон или иной правовой акт, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу Свердловской области.

Сферами регулирования Устава области являются система законодательства, организации местного самоуправления, общие принципы финансовой и экономической политики, основные социальные гарантии населения области.

Верность курса, заданного Уставом Свердловской области, подтверждается самой жизнью. Лучшее доказательство тому - экономические достижения Свердловской области. Экономический рост в нашей области особо отчетливо виден на фоне других регионов России.

Свердловская область входит в тройку лучших регионов России по объемам промышленного производства.

Мы живем и работаем в самом центре России, на пересечении важнейших транспортных путей.

Не случайно Президент именно на Урале провел важнейшую встречу с канцлером ФРГ. Эта встреча явилась прологом огромной работы по привлечению в Свердловскую область зарубежных инвестиций.

Мы создаем на Урале мощную социально-экономическую базу, которая позволит всем нам уверенно шагнуть в будущее.

В следующем году мы обязательно должны закрепить положительные тенденции. Но для этого нужны не только экономические, но и политические условия. Важнейшее из них - политическая стабильность, согласие в обществе.

Наши успехи были бы еще значительнее, если бы отдельные персоны не шли бы на постоянный конфликт с государственной властью региона, срывают командную работу по разрешению существующих проблем. Я говорю о Екатеринбурге, где наблюдается системный кризис.

Горожане дают достойную оценку такому руководству. Итоги выборов главы города Екатеринбурга говорят сами за себя.

Первый тур выборов главы города показал, что более 60 процентов горожан отказали в доверии Чернецкому как руководителю столицы Урала. И я думаю, что во втором туре выборов жители Екатеринбурга сделают правильный выбор и выберут достойного главу города - Юрия Осинцева.

Жизнь еще раз подтвердила, что демократические принципы, заложенные в Уставе Свердловской области, окончательно и бесповоротно стали в нашей области политической реальностью.

В России пришло новое время, наступила новая политическая эпоха - эпоха преображения Государства Российского. Это преображение будет успешным только благодаря консолидации всех позитивных общественно-политических сил.

Сегодня для успешного решения масштабных задач, которые стоят перед Президентом, перед государственной властью, нужно крепкое единство законодательной и исполнительной власти.

А это означает добровольное принятие различными социально- политическими силами взаимных обязательств и ответственности в стратегических интересах общества и государства.

С избранием новой Государственной Думы, я уверен, мы сумеем решить многие актуальные проблемы нашего времени.

Дорогие коллеги, друзья!

Со времени вступления в действие Устава Свердловской области нами был пройден большой и трудный путь.

Жизнь показала, что Устав Свердловской области – это основополагающий документ, созданный не в угоду сиюминутным запросам. Он создан не наспех, в нем – большой запас исторической прочности.

Устав открыл нам дорогу к стабильности и процветанию. Условием этому стали воплощенная в Уставе Свердловской области наша политическая воля и гарантии демократических прав и свобод, принципы гражданского общества.

Устав отвечает всем вызовам времени и интересам жителей нашего уральского края. И в этом – его состоятельность и востребованность.

Цицерон утверждал, что История – свидетель времени, свет истины, жизнь памяти и учитель жизни. Точность этих мудрых слов лучше понимается, когда История расставляет все по своим местам.

Уставу Свердловской области отведена почетная глава в летописи Истории – истории нашего края и всей России.

Главное – в том, что Устав Свердловской области задает ритм нашей современной жизни.

Устав – это камертон, по которому мы сверяем свои текущие дела и планы грядущих преобразований.

Устав - это наше прошлое, настоящее и будущее.

И в этом – его реальная сила.

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна