Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200220032004
МайИюньИюль
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Пресс-релиз за 17 июня 2003

1-ая страница
пресс-релиза за
17 июня 2003 года
16 июня в Санкт-Петербурге в Государственном музее Эрмитаж под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации. С докладом от Рабочей группы Госсовета на заседании выступил ее руководитель, губернатор Свердловской области Эдуард РОССЕЛЬ. Предлагаем вашему вниманию текст его доклада.

     

Доклад

Руководителя рабочей группы Государственного совета Российской Федерации, губернатора Свердловской области Эдуарда РОССЕЛЯ

«О приоритетах развития российской культуры»


Уважаемый Президент Российской Федерации!
Уважаемые члены Государственного Совета!
Уважаемые коллеги!

Смею заметить, что сегодня у нас далеко не обычное заседание Государственного совета Российской Федерации. И не только потому, что оно впервые выездное и проводится в славном Санкт- Петербурге, который только что отпраздновал 300-летие со дня своего основания.

Необычность нашего заседания заключается в том, что на столь высоком государственном уровне мы собрались, чтобы рассмотреть вопрос о самом ценном, что у нас есть, - о культуре.

Трудно не согласиться с классиком, заметившим, что «культура вообще первая сила в государстве. Она возникает раньше армии, флота, коммерции. Никакое государство не может претендовать на величие, если не получило от культуры грамоты на цивилизацию».

Да и само понятие культуры огромно и многогранно. Культура в равной мере относится ко всем сторонам нашей жизни. Не случайно само слово «культура» с латинского языка переводится и как возделывание, и как воспитание, и как образование, и как развитие, и как почитание.

Глубоко символично ещё и то, что выездное заседание Государственного совета Российской Федерации по проблемам приоритетов развития культуры проходит в Государственном музее Эрмитаж – в уникальном месте не только российской культуры. Эрмитаж вот уже более двух веков со времен его основательницы Екатерины II успешно демонстрирует миру то, что Россия великая культурная страна, стремящаяся к процветанию и благоденствию.

Здесь в Эрмитаже собраны великолепные произведения знаменитых мастеров, которые своим искусством сказали о самом главном: культура вечна, бесценна и только она делает человека Человеком.

300-летняя история Санкт-Петербурга, где творческая атмосфера наполнена произведениями Пушкина, Гоголя, Достоевского, Ахматовой, Бродского и многих других выдающихся мастеров отечественной культуры, требует от государственной власти не только бережного сохранения всего того, что накоплено предыдущими поколениями, но и создания условий для появления новых талантов. Ведь очень справедливо заметил великий подвижник российской культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Традиции – это не хранение пепла, а поддержание огня».

Вот почему наша первостепенная задача, наш гражданский долг заключается в том, чтобы поддержать в сердцах детей и внуков пламя любви к Отечеству, гордость за российскую культуру.

Потому что культура играет решающую роль в развитии и самореализации личности, формирует цивилизованного человека, духовно консолидирует общество, сохраняет национальную самобытность народов России, способствует социально-экономическим преобразованиям.

Для определения государственной политики в области культуры необходима объективная оценка ситуации, выверенный ответ на важнейший вопрос: что происходит в культурной жизни России?

Сегодня довольно широко распространено мнение о том, что культура России переживает глубокий кризис. Однако под выражением «кризис в культуре» следует понимать не упадок «всего и вся». Точнее было бы, вести речь о некотором несоответствии возможностей государства современным потребностям культуры. И в свою очередь, о неадекватном состоянии самой культуры потребностям общества.

Значит, сами приоритеты развития российской культуры приобретают значение важнейшей государственной задачи.

Рабочая группа Госсовета подготовила доклад «Государство и приоритеты культурного развития в Российской Федерации». В рабочую группу вошли – представители Администрации Президента, специалисты федеральных министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, деятели культуры. Представленный нами документ является консолидированным мнением на процессы, происходящие в нашей стране в сфере культуры.

Вот основные выводы авторов Доклада.

Я осмысленно опускаю в своем выступлении позитивные результаты и тенденции в культурной жизни страны – они значительны и о них в представленном вам докладе подробно рассказано. Остановлюсь лишь на тех проблемах, от решения которых зависит расцвет и прогресс российской культуры.

Одна из серьезных проблем связана с недостаточным финансированием культуры. Дефицит ассигнований на культуру сохраняется в бюджетах всех уровней, что самым негативным образом сказывается на состоянии культурного развития.

И хотя, в последние годы в России, доля ассигнований на культуру в общих расходах федерального бюджета растет, эти показатели отстают от требований бюджетного законодательства.

«Основами законодательства Российской Федерации о культуре» предусмотрено, что расходы на культуру должны составлять не менее 2% из средств федерального бюджета, и не менее 6% бюджетов субъектов Федерации.

Вторая важная проблема связана с тем, что недофинансирование культурной сферы привело к коммерциализации деятельности учреждений культуры.

С одной стороны, бюджетные организации культуры вынуждены заниматься коммерцией, постоянно наращивая объемы коммерческих услуг населению. С другой стороны, финансовая деятельность таких организаций жестко регламентируется без учета новых экономических реалий. Ни в Гражданском кодексе, ни в Бюджетном кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе о некоммерческих организациях не прописано действие рыночных механизмов в работе культурных учреждений.

Результатом увлечения коммерциализацией стало нарушение основного требования государства к культурному процессу – доступности культуры для всего населения страны. На смену идеологическому диктату может прийти диктат коммерческий.

Следующая проблема, выявленная Рабочей группой, обращает внимание на то, что государственное влияние на культуру осуществляется по ведомственному принципу. В настоящее время проблемами культуры практически занимается только Министерство культуры РФ, которое в основном решает конкретные вопросы поддержания и сохранения культуры.

Между тем проблемы культуры не сводятся только к объектам Министерства культуры. Государственная культурная политика должна охватывать и политику, и право, и нравственность, и экологию, и физическую культуру, и культуру производства. Культура – это и религиозные убеждения людей, народные традиции и обычаи.

Вот почему рабочая группа Госсовета приходит к следующему важному выводу: на сегодня в стране отсутствует концепция государственной культурной политики.

Существующая федеральная целевая программа «Культура России. 2001 – 2005 годы» не может претендовать на статус общегосударственной стратегической концепции развития культуры России.

Уважаемые коллеги!

Президентом Российской Федерации определена стратегическая цель государства. Это – возвращение России в число процветающих мировых держав. Добиться поставленной цели без развития культуры невозможно. Как справедливо заметил русский философ Карсавин «идея культуры определяет… государственность».

Наши встречи с представителями культуры, обсуждения этой актуальной темы на заседаниях рабочих групп в Москве, в регионах страны, проведение большого совета с жителями, например, Свердловской области на страницах самой тиражной у нас в регионе «Областной газеты», показали, насколько разным является понимание собственно феномена культуры, и, соответственно, роли государства в культурном процессе.

Но мы постарались отвлечься от разногласий, и сосредоточиться на позициях, объединяющих нас. Таких позиций несколько.

Рабочая группа Госсовета считает целесообразным разработать и принять по поручению Президента России Доктрину государственной культурной политики, в которой нашли бы отражение определение роли и функции государства в современном культурном процессе, и сформулированы приоритеты государственной культурной политики.

Мы едины в понимании того, что является основной целью культуры – это формирование системы ценностей человека. Ни одно общество, тем более в ключевые моменты своей истории, не может обойтись без пристального обращения на себя, без попытки найти ответы на главные вопросы, смысл которых заключается в поиске истинных идеалов и истинных человеческих ценностей. Но какая система ценностей может объединить нас сегодня?

Та, на наш взгляд, которая разовьет основы национально-государственного самосознания и единства всех граждан России, чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Эта цель будет достижима, если мы используем лучшие традиции российской культуры – высокую духовность, идеалы служения человеку и обществу. Именно культура может и должна утвердить в сознании людей ценности демократии и свободы, собственности и закона, трудолюбия и процветания, добра и человечности.

Перед нами стоит сложнейшая задача – сформировать совместно с представителями культуры систему ценностей человека, своего рода духовно-нравственного кодекса гражданина России.

Решение этой задачи будет недостижимо без привлечения к сложнейшей работе по формированию духовных ценностей мощного ресурса влияния – средств массовой информации – телевидения, газет, радио.

Следующая позиция, которая, по мнению Рабочей группы, требует объединения наших усилий, это – создание необходимых и достаточных условий для реализации творческого потенциала человека и творческих коллективов.

Считаем принципиально важным создание целевых программ по воспроизводству и развитию духовной элиты общества, без которой невозможно создавать высшие образцы культуры. Государство обязано стать «теплицей» для талантов, которые станут «локомотивами» культурного развития.

Необходимо законодательно закрепить статус творческого работника и принять закон о творческих союзах. В творческих союзах мы видим мощнейший фактор влияния гражданского общества на развитие российской культуры.

Максимально широкое развитие должны получить системы грантов, конкурсов, стипендий, заказа произведений искусства.

Считаем, что в каждом субъекте Федерации должен быть своеобразный минимальный культурный стандарт: губернаторские стипендии студентам и аспирантам, гранты на содержание особо значимых объектов культуры, ежегодные премии за лучшие работы в области литературы, культуры и искусства, конкурсы, результаты которых должны обеспечивать работу выдающихся творческих людей.

И в этой работе необходимо делать упор не столько на бюджетные, сколько на привлекаемые частные средства.

Почти два века назад Петербургская академия впервые вручила академическую премию, деньги на которую дал уральский заводчик Павел Демидов. Десять лет тому назад мы возродили традицию Демидовских премий, средства на которую выделили современные Демидовы. И институт Демидовских премий – сугубо региональный проект – стал признанным инструментом возрождения духовности современной России.

Спору нет, без спонсорства, благотворительности культура существовать не может. Но следует все-таки подумать и о формировании некого минимального единого списка субъектов культурного процесса и перечня целевых программ, которые получают определенное бюджетное финансирование. В этот список могут войти: Эрмитаж, Большой театр, сельские библиотеки…

Формирование же реестра целевых программ должно учитывать задачу сохранения культурной самобытности всех народов России. Вот уже два года мы в Свердловской области отмечаем новый праздник – День народов Урала. Возник он по инициативе людей 137 национальностей, проживающих на Среднем Урале.

Очень трудно словами передать ту атмосферу братства, любви, дружбы, единства, что царит в зале Дворца народного творчества, где проходит праздничный концерт по случаю Дня народов Урала. Это все надо видеть!

Татары и башкиры, украинцы и евреи, манси и удмурты, марийцы и немцы, грузины и эстонцы, азербайджанцы и белорусы, армяне и поляки и многие, многие другие по зову сердца и души собираются вместе, чтобы продемонстрировать огромную духовную силу единой и неделимой России.

Наш многонациональный творческий процесс должен стать частью мирового творческого процесса. Здесь требуется качественная активизация по участию российских культурных проектов в крупнейших международных форумах и фестивалях.

Кстати, это не только вопрос творческой реализации, но и элемент внешнеполитической стратегии России, направленной на укрепление ее международных позиций и обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны.

Другим важнейшим приоритетом государственной культурной политики должно стать – обеспечение принципа общедоступности культуры.

Мы уверены, что для системного решения этой задачи необходима разработка механизма распространения и освоения культурных ценностей путем создания единой культурно-образовательной среды, концентрации средств и усилий в сфере воспитания и культурного образования молодежи и детей.

Специалисты обращают внимание на то, что именно в молодом возрасте у человека формируются общие базовые ценности. Именно эта задача – приобщение к ценностям, как мы определили, и является основной целью участия государства в культурном процессе.

Считаем целесообразным проведение работы по технологическому, административному вовлечению культурной деятельности в процесс обучения. Это предполагает координацию работы Министерства культуры, Министерства образования, Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций на принципиально новом технологическом уровне. С участием в этой работе Министерства промышленности, науки и технологий в той части, которая касается российской науки. Подобная координация усилий позволит эффективно проводить единую культурную политику государства и сформировать и художественную культуру, и современную правовую и политическую культуру, и культуру новых социальных отношений, и культуру производства и потребления, экологическую и бытовую культуру.

Необходимы значительные усилия по спасению культуры малых городов и сел, а значит хорошо продуманные и практически эффективные федеральные и региональные целевые программы.

В России, с ее культурными богатствами и возможностями, не должно быть зон «духовного вакуума»!

Необходимо сказать о разработке и принятии соответствующей нормативной базы культуры. Сегодня правовые отношения в сфере культуры регулируются большим количеством нормативных актов. Своевременным стал вопрос о ревизии нормативной базы функционирования культуры. Особо нужны нормы, защищающие интересы и права «потребителей» культуры. Так, общество сегодня не имеет действенного механизма правовой защиты от культурного экстремизма, деструктивных явлений культуры, подавляющих и развращающих психику и сознание людей.

Завершая свое выступление, замечу, что развитие духовных процессов нуждается в политической воле не только федерального руководства, но и региональных лидеров, каждого из нас. Люди хотят возродить российскую духовность, они тянутся к отечественным истокам, к нашей великой истории. Такой вывод делаю на основании только двух весомых культурных проектов, которые нам удалось реализовать в Свердловской области.

В небольшом уральском городе Верхотурье воссоздан уникальный православный комплекс, заложенный более 400 лет тому назад Иваном Грозным. Сегодня Верхотурье стало местом паломничества огромного количества людей.

А ровно через месяц в июле текущего года в Екатеринбурге мы открываем Храм во имя Всех Святых в земле Российской просиявших, который сооружен на месте Ипатьевского дома, где как вы знаете, 85 лет тому назад был расстрелян вместе с семьей последний император России – Николай Второй.

Этот Храм должен будет поставить точку в междоусобной борьбе, стать местом покаяния и символом единения всего российского народа. Пользуясь случаем, приглашаю Вас, уважаемый Владимир Владимирович, и вас, уважаемые коллеги принять участие в торжественной церемонии открытия Храма.

Торжественно-траурная церемония в столице Среднего Урала по случаю 85-й годовщины трагических событий в жизни нашей страны продемонстрирует всем россиянам и всему миру, что Россия окончательно встала на путь построения истинного демократического государства и что человеческие ценности в Российском государстве отныне превыше всего.

Уважаемые коллеги!

Российская Федерация уверенно идет по пути созидания. Значит, мы на пороге масштабной модернизации всего культурного процесса, детально описать который должна Доктрина государственной культурной политики в Российской Федерации.

Сенека однажды заметил, что, если не знаешь куда плыть, то никакой ветер не будет попутным. Другой философ-мыслитель Конфуций утверждал, что для процветания государства необходимы три вещи: много хлеба, сильное войско и надлежащее состояние умов.

От имени рабочей группы Госсовета заявляю – мы знаем, куда плыть. Да, Россия должна иметь много хлеба и сильное войско. Но в первую очередь нам требуется надлежащее состояние умов. И тут свое веское слово должна сказать культура. А мы ей обязательно должны помочь.

Спасибо за внимание!

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна