Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200220032004
АпрельМайИюнь
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Пресс-релиз за 16 мая 2003

3-ая страница
пресс-релиза за
16 мая 2003 года
Форум – это возможность подвести итоги, определить точки роста отечественной экономики и, наоборот, обсудить накопившиеся проблемы, чтобы знать, как подавить негативные тенденции российского рынка. Для Свердловской области, которая встречает участников РЭФ уже в восьмой раз, форум – тоже своеобразный смотр достижений. На Среднем Урале в последние годы отмечен рост производства, улучшилось финансовое положение области.

Каковы позиции Среднего Урала на общероссийском рынке? Какие резервы позволяют уральской промышленности увеличивать объемы производства?

Накануне VIII Российского экономического форума об этом рассказал губернатор Свердловской области Эдуард Россель.

– Эдуард Эргартович, как, на ваш взгляд, выглядит Средний Урал на фоне других областей России?

– Наша область стабильно занимает 3–4-е места в Российской Федерации по различным показателям. Думаю, это очень хорошо. К примеру, по объему промышленного производства область переместилась с пятого на третье место и уступает только Москве и Тюменской области. Нам удалось прочно закрепиться на передовых позициях. Предприятия Среднего Урала в 2002 году произвели продукции на сумму более 290 миллиардов рублей. Это в полтора раза больше, чем в 1998 году, то есть пять лет назад. И на 16,4 процента больше, чем в 2001 году.

Таким образом, экономика Свердловской области развивается интенсивнее, чем экономика России в целом, если учесть ежегодный российский прирост производства, равный в среднем 4 процентам в последние годы.

Такое стабильное положение на Среднем Урале – результат планомерной длительной работы областного правительства по сохранению и постепенному развитию материального производства, привлечению иностранных инвесторов, внедрению новых технологий.

Мы заранее предвидели те негативные тенденции, с которыми столкнется хозяйственный механизм России, и разработали методы наиболее безболезненного их преодоления. Поэтому наша область уверенно и занимает лидирующее положение среди российских регионов. И, надеюсь, мы сумеем сохранить свои позиции в будущем.

– Вы упомянули планомерную работу по сохранению экономики области. Логическим продолжением ее стала разработка Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области до 2015 года. Каковы механизмы реализации этой новой концепции?

– Прежде всего, надо сказать, что этот документ родился не вдруг, он стал результатом кропотливого, вдумчивого труда наших ученых, хозяйственников, руководителей разных уровней. О необходимости принятия такого программного документа я говорил еще несколько лет назад. Все это время мы его обсуждали, рассматривали варианты. И вот он, наконец, появился.

В марте нынешнего года на совещании в Тюмени, которое проводил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, я рассказал об этой Схеме, о том, как мы планируем развивать экономику области. Президент выслушал меня с интересом и поддержал.

Накануне тюменского совещания мы презентовали Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года в Италии, в двух ее областях – Лигурии и Пьемонте. В Турине и особенно в Генуе к нашему документу был проявлен колоссальный интерес. На презентацию пришли 600 предпринимателей, представителей промышленных и страховых компаний, банковской сферы, бизнесменов. Средний Урал привлекает их огромными возможностями для выгодного вложения капиталов, богатым рыночным потенциалом.

За два дня в Италии было подписано контрактов на сумму 30 миллионов долларов. Этоли не проявление интереса к нашей области! Мы посетили завод ЭЗАОТЕ – это крупный производитель современного медицинского и диагностического оборудования – и договорились о создании СП. С нашей стороны партнером итальянцев будет Уральский приборостроительный завод.

Это примеры того, как разработанная нами Схема уже работает и уже приносит пользу области.

Я прекрасно понимаю, что основа будущего благосостояния уральцев – это техническое перевооружение наших предприятий. Чтобы получить новое оборудование, новые технологии, новые средства производства, нам нужны дополнительные источники финансирования. Носредств у большинства предприятий нет. Думаю, очень перспективно в этом направлении создание лизинговых компаний. И мы такие компании создаем. С итальянскими партнерами, например, подписали соглашение и будем привлекать капиталы государственного банка Италии и национальной страховой компании. С нашей стороны в проекте участвует Уралтрансбанк. Уральские промышленники получают возможность покупать оборудование под очень низкий процент с рассрочкой на 5–6 лет. То есть мы закупим оборудование, будем выпускать продукцию, продавать ее и потихоньку рассчитываться с лизинговой компанией.

Еще одно перспективное направление – долгосрочные соглашения с крупными отечественными компаниями энергетического комплекса – с РАО «ЕЭС России», с «Лукойлом», с «Газпромом», с «Сибнефтью». Это, без преувеличения, соглашения общегосударственного уровня. Дело в том, что «Газпром» много оборудования закупал за границей. Однако в Свердловской области есть предприятия, способные выпускать продукцию аналогичного назначения с высоким качеством. И теперь для «Газпрома» мы производим оборудование на 5– 6 миллиардов рублей в год, для «Сибнефти» – на 3 миллиарда, для «Лукойла» – на 5 миллиардов рублей. Впечатляющие цифры. Думаю, они не предел взаимовыгодного сотрудничества.

– Эдуард Эргартович, Схема развития и размещения производительных сил – это своеобразный план действий. Какие же итоги планируются в результате его реализации?

– Мы предполагаем к 2015 году увеличить физические объемы промышленного производства на Среднем Урале в 2,8 раза. И это не голословная, не авантюрная цифра. Итоги работы в 2000–2002 годах показывают, что мы даже опережаем по темпам роста разработанную программу.

Как я уже говорил, для ее реализации потребуются мощные инвестиции в объеме порядка 50 миллиардов долларов. Но мы не топчемся на месте. В прошлом году, например, мы привлекли 2,5 миллиарда инвестиций, причем половину – за счет собственной прибыли уральских предприятий, половину – от иностранных компаний.

Хочу отметить, что начинался этот процесс очень тяжело. Зарубежные инвесторы неохотно на первых порах шли в нашу область из за специфического, «оборонного» характера ее экономики. И все же нам удалось переломить отношение к промышленному потенциалу Среднего Урала. Мы встречались с представителями деловых кругов развитых стран, показывали и рассказывали о наших возможностях. И результаты появились, зарубежные инвестиции неуклонно стали расти. Так, в 1999 году они были на уровне 7 миллионов долларов, в 2000м – поднялись до 165 миллионов, а в 2002 году они достигли рекордного для нас показателя – один миллиард 300 миллионов долларов. Хочу отметить, что из всех инвестиций, вложенных в субъекты, входящие в Уральский федеральный округ, 47 процентов, то есть почти половина, приходится на Свердловскую область. Это результат нашей активной внешнеэкономической деятельности.

Поэтому уверенность в реальности результатов программы развития производительных сил области есть. Тогда мы сможем существенно улучшить жизнь уральцев. Возрастет реальная заработная плата, увеличится налоговая база, а значит, и в целом социально-экономическая обстановка в области приобретет, я бы сказал, значительный позитивный баланс.

– Получается, область вырвется вперед по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Но мы знаем: нельзя построить коммунизм на отдельной изолированной территории. Нет ли тут противоречия – противоречия между темпами развития общероссийской экономики и темпами развития Свердловской области?

– Наша область и сейчас развивается интенсивнее других территорий. Мы стали своеобразным маяком для других субъектов, которые учатся у нас хозяйствовать, перенимают методы работы в рыночных условиях. К нам едут за опытом, и мы ни от кого ничего не скрываем. Но это не значит, что мы все проблемы решили. Далеко нет. И проблемы существуют. На мой взгляд, среди факторов, препятствующих ускоренному росту экономики страны, следует назвать слабость рыночных институтов в полной мере. Рыночные индикаторы отсутствуют, а государство отстранилось от стратегического планирования. К негативным факторам можно отнести дефицит инвестиционных ресурсов в целом по Российской Федерации как следствие коллажа экономической и социальной сферы. Слаба пока банковская система страны, которая не способна полноценно кредитовать текущие операции реального сектора экономики и практически не участвует в кредитовании долгосрочных инвестиционных проектов. О слабости отечественной банковской системы свидетельствует тот факт, что в России отношение ее активов к валовому внутреннему продукту в последние годы не превышает 40 процентов, тогда как в большинстве ведущих стран мира аналогичное соотношение находится в диапазоне 200– 300 процентов, а в США составляет 350 процентов. Столь же плохо развит и российский фондовый рынок.

Возвращаясь к вопросу, скажу, что, безусловно, необходимо учитывать пространственное распределение экономического роста, его региональную составляющую. Необходимо согласиться с учеными, утверждающими, что для устойчивого развития государства региональные темпы роста не менее важны, чем количественные характеристики общенационального темпа. Надо учитывать прежде всего социальное значение этого процесса: жители стагнирующих регионов слабо ощущают рост экономики в России. К сожалению, межрегиональная диспропорция в экономических и социальных показателях растет.

Выход один – развивать отстающие территории, постепенно подтягивая их до уровня передовых областей. Иного пути нет. Свердловская область – это тот полигон, где мы показываем, как можно и нужно работать в условиях переходного типа экономики. Если мы лучше работаем, то и должны жить лучше. Своими наработками, своим опытом готовы поделиться со всеми. Об этом я буду говоритьв выступлении на Российском экономическом форуме.

– Эдуард Эргартович, мы живем уже в условиях рынка. А Схема размещения производительных сил – элемент плановой экономики. Как эти два хозяйственных механизма будут уживаться?

– Вполне нормально. Более того, все развитые страны применяют принципы планирования при долгосрочном прогнозировании экономической ситуации. Государственное участие в регулировании российской экономики просто необходимо. При этом речь идет не о возврате к плановому хозяйству, а об обновлении стратегического планирования в рыночном его понимании.

Очевидна необходимость разработки на долгосрочную перспективу соответствующего предпрогнозного документа, наиболее приемлемой формой которого могла бы стать Схема развития и размещения производительных сил, позволяющая сбалансированно и комплексно подойти к развитию страны в целом, отдельных производственных комплексов, отраслей и территорий. Производительные силы, составляющими которых в современных условиях стали средства производства, трудовые ресурсы и инновационный потенциал, – основа развития экономики и социальной сферы страны. Генеральная Схема развития и размещения производительных сил Российской Федерации на долгосрочный период должна стать основополагающим стержнем прогнозирования отраслевого и территориального развития и может дать ощутимый эффект межрегиональному взаимодействию.

В Схему необходимо привнести новые рыночные подходы, так как современные реалии требуют учитывать не только хозяйственную самостоятельность предприятий, но и интересы собственников – государства, частных лиц, акционерных компаний, а также отдельных территорий. Положения Схемы должны соответствовать приоритетам, направлениям и темпам общенационального развития и, в свою очередь, служить основой для разработки среднесрочной программы социально- экономического развития, показателей средне и краткосрочного прогноза, межгосударственных соглашений, стратегий развития и Схем размещения производительных сил субъектов федерации, муниципальных образований, предприятий.

Формирование стратегии устойчивого экономического развития страны и ее регионов возможно только на основе объединения усилий всех уровней государственной власти и местного самоуправления, научных, предпринимательских, финансовых кругов при наличии соответствующей нормативно-правовой базы.

– Эдуард Эргартович, как вам видится перспектива VIII экономического форума? О чем пойдет речь на его заседаниях? Что вы от него ждете?

– Сегодня необходимо непросто выработать программу действий, нацеленную на успех, но консолидировать все активные силы общества на ее реализацию, добиться такой степени общественного согласия, когда стратегия становится народной и взаимная ее поддержка со стороны различных социальных групп вступает в резонанс, преумножая эффект. Поставленная задача нетривиальна, однако представляется достижимой. История неоднократно подтверждала, что большие задачи россиянам по плечу. Высокая планка, рывок, концентрация всех усилий – достойный вызов российскому характеру. Они мобилизуют, способствуют самоидентификации нации, дают чувство уверенности в себе и собственного достоинства, к чему все мы – россияне – сегодня так стремимся.

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна