Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200120022003
МайИюньИюль
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Пресс-релиз за 05 июня 2002

2-ая страница
пресс-релиза за
05 июня 2002 года
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ

(доклад секретаря Национального Экономического Совета, Губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя на VII Российском Экономическом Форуме)

г. Екатеринбург 5 июня 2002 года

Уважаемые участники Форума!

Уважаемые гости из государств - участников Содружества Независимых Государств!

Уважаемые дамы и господа!

Интеграция государств – это многогранный, многоаспектный процесс, включающий в себя решение огромного количества проблем в разных сферах жизнедеятельности общества. Именно поэтому объединяющие тенденции для создания единого экономического пространства формируются не только на государственном уровне, но и на уровне регионов.

Десятилетиями складывались наши кооперационные связи в рамках народнохозяйственного комплекса СССР. Например, предприятия Свердловской области изначально были технологически ориентированы на казахстанские угли и другие виды минерального сырья. Казахстан всегда был "хлебной житницей" для нас. В обмен Казахстану поставлялись железнодорожные рельсы и строительный прокат. Азербайджан – потребитель уральского нефтепромыслового оборудования. Для нашей легкой промышленности закупался хлопок в Туркменистане и Узбекистане. Обратно посылали оборудование для легкой промышленности. Республики Средней Азии и Закавказья являлись одними из основных потребителей лесоматериалов.

В условиях перехода от директивной экономики к рыночным преобразованиям хозяйственные связи между странами сузились. Свердловская область, другие субъекты Российской Федерации, Россия в целом почувствовали отрицательные последствия этих процессов. Наверное, это ощутили и все постсоветские страны. Взаимный товарообмен сократился, деловая активность партнеров из стран СНГ упала. В целом внешнеторговый оборот России с государствами Содружества снизился с 1991 года почти в 7 раз. Сегодня лишь у половины субъектов Российской Федерации доля стран СНГ во внешней торговле превышает 20%.

В то же время именно регионы, на мой взгляд, могут и должны привнести заметные выгоды экономическому сближению стран Содружества, стать ускорителем интеграционных процессов.

В последние годы российские регионы более четко определились с приоритетами во взаимоотношениях со странами СНГ. Субъектами Российской Федерации подписано более 700 соглашений о сотрудничестве в различных отраслях экономики и социальной сферы. В результате взаимопоставки регионов России и стран Содружества возросли более чем на четверть. Так, например, во внешнеторговом обороте Новосибирской области на страны СНГ приходится две трети экспорта, в Омской – одна треть. Это уже реальные сдвиги в интеграционных процессах. Но сегодняшний объем суммарного внешнеторгового оборота между всеми регионами России и постсоветскими странами, составляющий 27 процентов, еще далек от того состояния, которое имело место в дореформенный период – семьдесят процентов. Однако, как говорится, ручейки образуют полноводные реки, а реки - моря и океаны. Аналогично расширение экономических связей регионов будет способствовать полномасштабной интеграции государств-участников СНГ.

Уважаемые участники Форума!

История учит, что развитие интеграционных процессов, углубление экономических связей между нашими странами неизбежно. Здесь, в этом зале присутствуют коллеги из России, других стран Содружества, которые, надеюсь, со мной согласятся. Почти три четверти века наши страны были составными частями единого хозяйственного комплекса.

Наши крепкие связи позволили за короткое время после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов восстановить разрушенные города и деревни, транспорт и энергетику, металлургические и машиностроительные гиганты. Это предопределило быстрый экономический рост всех бывших республик СССР, способствовало расширению кооперационных связей.

Экономическая консолидация республик была так велика, что даже такая, по современным меркам, образцовая модель межгосударственной интеграции, как Евросоюз, до сих пор не может выйти на такой уровень. В Советском Союзе на межреспубликанский оборот в 1990 году направлялось порядка 20 процентов валового национального продукта, а сейчас в странах Европейского Союза – лишь 14 процентов. Это показывает, что в тех исторических условиях была создана достаточно работоспособная, но чрезмерно централизованная форма интеграции, основанная на экономическом и политическом союзе.

Цементирующую основу кооперационных связей в тот период составляли единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникационные, топливные системы. Их разрыв в 1991 году после распада СССР весьма болезненно сказался на экономике стран.

На взгляд членов Национального Экономического Совета, с осознанием необходимости объединиться после образования СНГ, определилась главная стратегическая цель Содружества - выстроить многофункциональную высоко интегрированную модель Содружества Независимых Государств с конкурентоспособной экономикой, равной по силе хозяйственных связей плановой экономике, но только на более прогрессивной, демократической рыночной основе. Создать экономику, которая способна занять достойное место в мировом сообществе.

Уважаемые коллеги!

Вековая истина – "всему свое время" - в деле экономической интеграции, как всегда, оказалась очевидной. Интеграции требуется время и соответствующие условия. На сегодняшний день можно констатировать, что в процессе строительства СНГ удовлетворительно решена первая задача - цивилизованного развода наших экономик. В то же время пока не удалось в должной мере преодолеть последствия глубокого экономического кризиса во многих странах СНГ, в том числе и в черной металлургии, а также снять расхождения в национальных законодательствах по вопросам внешнеэкономической и хозяйственной деятельности. Мешает также ускоренно продвигаться в направлении укрепления Содружества: несогласованность проводимой странами СНГ таможенной и налоговой политики, тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, неконвертируемость национальных валют, высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги, несовершенство механизма исполнения решений органов Содружества.

Наши страны не смогли сразу устранить перечисленные недостатки и начали избирательно, "по клубам" решать эти проблемы. Отсюда - появление на базе определенных интересов пяти экономических субрегиональных образований: Союз Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, с недавнего времени - Молдова и Украина - в качестве наблюдателей), ГУУАМ - объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы), Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС – Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), кавказская "четверка" (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).

Сотрудничество в рамках субрегиональных объединений явилось закономерным поиском государствами-участниками СНГ оптимальных конфигураций и методов взаимодействия. В целом существование субрегиональных объединений не противоречит участию государств в Содружестве.

Есть ряд показательных примеров в реализации заинтересованными странами перспективных проектов, в первую очередь, в области энергетики, транспорта, коммуникаций, а также поиске других качественных "точек соприкосновения".

В рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве реализуется ряд крупномасштабных проектов, таких как трансграничные схемы поставок казахстанского минерального сырья на предприятия Урала и Сибири в обмен на электроэнергию и металлы.

Восстановлена параллельная работа энергосистем России и Украины, реализуется подобный проект с Беларусью, а также проекты транзита российской электроэнергии через Грузию и Азербайджан в Турцию.

Каспийские интересы объединяют страны его бассейна: Россию, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. Обсуждается создание мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Юго-Восточную Азию. Кроме того, транспортный международный автомобильный коридор Хельсинки – Санкт-Петербург будет продолжен на юг до Киева, Кишинева, Бухареста, Софии.

По мнению специалистов, в условиях процесса глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках межгосударственное сотрудничество стран нашего Содружества – оптимальный путь к прогрессу и процветанию наших государств.

Не случайно в последнее время на уровне глав наших государств приняты исторические решения об активизации и углублении взаимодействия по различным направлениям интеграции.

Уважаемые участники Форума!

Напомню Вам ряд причин, почему нам всем предпочтительнее интегрироваться в рамках СНГ.

Это – богатые и разнообразные природные ресурсы, ранее являющиеся общей сырьевой базой единого хозяйственного комплекса советского пространства.

Это – равные стартовые условия вступивших на путь рыночных преобразований независимых государств.

Это - позитивные сдвиги в экономической динамике последних лет.

Это - общий "рабочий" язык - русский.

А, главное, – общность экономического пространства, единые кооперационные, производственно-технологические связи, емкий рынок товаров, отвечающих по цене и качеству покупательным возможностям населения и хозяйствующих субъектов наших стран.

Вот почему наше экономическое единство способно обеспечить переход к устойчивому росту, помочь полноценно вписаться в мировую экономику.

Мне, как строителю по роду профессиональной деятельности, укрепление и развитие нашего Содружества представляется возведением здания, которое должно стать нашим ОБЩИМ, единым, надежным, комфортным ДОМОМ. Собирать его следует по кирпичикам всем миром. Основой, фундаментом конструкции должна стать полноценная интегрированная экономика. Ее непременными атрибутами являются общее экономическое пространство, зона свободной торговли, таможенный союз и в последующем – общий рынок.

Тенденции развития мирового хозяйства неизбежно требуют обязательного упорядочения международной торговли, согласования действий на международных рынках, установления правил разрешения торговых споров.

В этом контексте вопрос о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) приобретает новую окраску. Сегодня нельзя вписаться в мировую экономику, не приняв общих правил игры. Специалисты, ученые считают, что членство в ВТО - это инструмент защиты не только национальных интересов каждой отдельной страны- участницы СНГ, но и всего нашего ОБЩЕГО ДОМА на мировых рынках.

Главный приоритет в углублении и укреплении интеграции следует отдать рыночной составляющей – повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии и развитию добросовестной конкуренции.

Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, объединяющие предприятия различных стран СНГ, особенно в инфраструктурных отраслях, (транспорт, энергетика, связь) и в отраслях, производящих товары инвестиционного назначения (металлургия, машиностроение).

Наша интеграция станет гораздо полноценней, если будет создан прочный каркас здания нашего Содружества через урегулирование финансово-банковских отношений, включая конвертируемость национальных валют, а также через расширение рамок научно-технического сотрудничества, усиление правовых основ интеграции.

Открытыми окнами нашего ОБЩЕГО ДОМА являются информационные потоки. Информационный прорыв через современные технологии XXI века поможет нам объединиться в единое информационное пространство. Это позволит быстрее узнать о законодательстве друг друга; спросе и предложениях по товарам, производимым в государствах СНГ; о тендерах и конкурсах по реализации различных инвестиционных проектов, в том числе организовать электронные торги.

Куполом нашего ОБЩЕГО ДОМА является гуманитарная интеграция. Гуманитарная составляющая Содружества сопутствует и развивает Содружество экономическое. Страны СНГ располагают развитой наукой, богатой культурой и многовековой историей межнационального и социального сотрудничества наших народов.

Уважаемые коллеги!

Мы должны четко осознавать, что прочность, надежность, устойчивость конструкции возводимого нами ОБЩЕГО ДОМА будет обеспечена только при соблюдении каждым участником его строительства основополагающих принципов.

Первый из них – обязательность исполнения договоренностей - от факультативного принципа исполнения решений межгосударственных органов управления необходимо перейти к жесткому исполнению решений, принимаемых большинством. Для этого необходимо создать в рамках Содружества эффективный механизм ответственности за выполнение странами-партнерами, регионами государств, их хозяйствующими субъектами принятых на себя обязательств, действенные механизмы судебного и третейского разрешения споров.

Второй принцип – равенство государств в партнерстве и предоставление более приоритетных условий членам Содружества.

Во главу угла выдвигается принцип экономической целесообразности, обеспечения разумного баланса между защитой национальных интересов и открытостью для сотрудничества в рамках СНГ.

Следующий принцип – заинтересованность в развитии сотрудничества - должно преобладать стремление добиться преимуществ не для каждой страны, а для всех вместе.

Важнейшим принципом является политика малых, но реальных шагов, приносящих пользу как нашим хозяйствующим субъектам, так и населению.

И, наконец, - реальное делегирование исполнительских полномочий по интеграции как вверх - межнациональным органам управления СНГ, так и вниз - региональным властям стран.

Уважаемые участники Форума!

В настоящее время для строительства ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДОМА СНГ имеются все основные предпосылки. Следовательно, ускорение интеграционных процессов возможно. При этом необходимо четко представлять, что путь, который предстоит нам пройти, не будет «усыпан розами».

Позвольте выразить надежду, что в своем движении наши страны, регионы и хозяйствующие субъекты совместно смогут преодолеть все трудности, развить ПОЛНОЦЕННУЮ зону свободной торговли, создать РЕАЛЬНЫЙ таможенный союз, сформировать

БОГАТЫЙ общий рынок, а впоследствии – задуматься об ЭФФЕКТИВНОМ валютном союзе, а, значит, – построить СИЛЬНУЮ ПОЛНОЦЕННУЮ ЕДИНУЮ ЭКОНОМИКУ.

НАШ ОБЩИЙ ДОМ - СТРОИТЬ НАМ !

Благодарю за внимание!

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна