Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200020012002
НоябрьДекабрьЯнварь
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Пресс-релиз за 17 декабря 2001

5-ая страница
пресс-релиза за
17 декабря 2001 года
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Э.Э.РОССЕЛЯ НА ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ, ПОСВЯЩЕННОМ 7-Й ГОДОВЩИНЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ УСТАВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дорогие друзья!

17 декабря 1994 года, через год после принятия Конституции России, вступил в действие Основной Закон Свердловской области - Устав Свердловской области, принятый Свердловской Областной Думой. Для нас это был действительно значительный исторический момент. Устав Свердловской области стал нашим весомым вкладом в становление российского правового государства.

Самое главное – Устав Свердловской области на основе Конституции Российской Федерации определил статус Свердловской области как равноправного субъекта Российской Федерации.

Устав Свердловской области заложил основные принципы политической, социальной, экономической деятельности в нашей области, положил начало процессу государственного строительства, формирования системы выборных органов народовластия, легитимной системы государственных институтов власти.

Судьба Основного Закона Свердловской области оказалась сложной и драматической. Не будет преувеличением сказать, что мы буквально выстрадали наш Устав. Его по полному праву считают преемником Конституции Уральской республики, идеи и принципы которой сыграли поистине революционную роль во всей новейшей российской истории.

О судьбах и значении идеи Уральской республики сказано и написано уже немало, причем не только в России, но и за рубежом. Сегодня уже общепризнанно, что именно смелое решение нашего Областного Совета в 1994 году оказало огромное воздействие на становление России как федеративного государства, на формирование качественно новых отношений центра и регионов.

Это сейчас выборы губернаторов и законодательных собраний, заключение договоров между субъектами федерации и федеральным центром стали чем-то привычным, даже обыденным. А ведь еще 5-6 лет назад сама мысль о самостоятельном законотворчестве регионов и выборности их глав считалась крамолой.

То же самое касается и требования равенства всех субъектов федерации. Можно по праву сказать, что 5 статья Конституции Российской Федерации, где закреплено это положение - наша, «уральская» статья, которая была включена в проект Основного закона под непосредственным влиянием наших документов.

Но тогда, осенью 1993-го, мы, конечно, не могли еще знать всего этого. Мы лишь остро чувствовали, что в отношениях центра и регионов необходим прорыв, что без развития федерализма Россия обречена, причем не только как демократическое, правовое, но и просто как единое государство.

Мы сознавали также, что, если накануне утверждения новой Конституции России не будут предприняты решительные, пусть и рискованные действия, большинство субъектов федерации - области и края - так и останутся, по сути, бесправными.

История показала, что мы действовали правильно.

Уже в 1994 году, когда мы принимали наш Устав, у противников реального федерализма не было ни политических, ни моральных сил препятствовать реализации законных прав Свердловской области как субъекта Федерации, закреплению в ее Основном Законе принципов подлинного народовластия. В условиях экономического кризиса, охватившего в ту пору всю страну, резко возросла роль регионов. Устав Свердловской области явился легитимным инструментом власти, остро необходимым нашему уральскому краю и его жителям для решения целого блока экономических, политических и социальных проблем.

Особый статус Устава предполагал и особый подход к его подготовке. Без преувеличения можно сказать, что не только лучшие научные коллективы Свердловской области, но практически вся область была включена в процесс подготовки и обсуждения нашего Устава. Ни один Устав не прошел такой тщательной, порой и предвзятой, юридической экспертизы, как Устав Свердловской области. Не случайно Устав Свердловской области был признан одним из лучших и опубликован в «Российской газете» как образец для остальных Уставов субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Устава Свердловской области сказано, что Устав – основной закон Свердловской области. Это означает, что он имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей ее территории. Ни один закон или иной правовой акт, принимаемые в нашей области, не должны противоречить Уставу Свердловской области.

Устав Свердловской области определил систему органов государственной власти Свердловской области. В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации представительных и исполнительных органов российского государства, определены структура и полномочии обеих палат Законодательного Собрания Свердловской области, структура исполнительной власти, полномочия Губернатора и Правительства Свердловской области.

Важнейшим достижением Устава Свердловской области является учреждение такого института государственной власти как Уставный суд Свердловской области. Пришлось приложить немало усилий, чтобы доказать необходимость Уставного суда. Жизнь и здесь подтвердила нашу правоту.

Устав Свердловской области создал жизнеспособную систему сдержек и противовесов исполнительной и законодательной власти.

Устав нашей области стал весомым аргументом в политической жизни. Инициативы, возникающие в различных сферах областной жизни, проверяются на соответствие Уставу Свердловской области.

Устав Свердловской области утвердил и такие органы как Совет общественной безопасности, Уполномоченный по правам человека, Фонд губернаторских программ. Мы первыми в России статусно закрепили в Уставе области существование этих жизненно важных инструментов. Благодаря Фонду губернаторских программ в Свердловской области успешно реализуются такие социальные программы как «Мать и дитя», «Семья», «Доступные лекарства» и другие.

В Уставе также заложено положение о Почетном гражданине Свердловской области. Именно сегодня мы будем вручать знаки отличия Почетного гражданина Свердловской области.

Устав Свердловской области дал толчок и развитию законотворчества о местном самоуправлении. Вопросы развития местного самоуправления остаются, как известно, остро дискуссионными. В результате обособления органов местного самоуправления от государственной власти возникла ситуация утраты единства в деятельности этих органов. Поэтому так необходим механизм взаимодействия государственной и муниципальной власти через принятие соответствующих законов.

Устав Свердловской области стал правовой основой Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального центра и органами государственной власти Свердловской области. Этот договор стал важнейшим механизмом «самонастройки» федеративных отношений и сыграл важную роль в социально-экономическом развитии региона как фактор выравнивания прав субъектов Федерации.

Сегодня мы видим, что с 1994 года произошли значительные качественные изменения. Россия окрепла, государственное строительство вышло на новую ступень развития. Без обновления общество не может существовать, именно к этому мы стремимся, ради этого мы работаем.

Особо подчеркну, что немаловажную роль в этом сыграло и развитие регионального законодательства. Сейчас объективные перемены в обществе потребовали переосмыслить и откорректировать имеющиеся в нашем распоряжении документы. Да, законодательство Российской федерации меняется, и некоторые положения в Основном Законе Свердловской области стало необходимо доработать, привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.

И мы подошли к этому строго и со всей ответственностью. Не стоит огульно отказываться от наших завоеваний, но нельзя и застывать в косности. Многие эксперты, и сам Президент признают, что региональные законодательные акты, созданные за эти годы, не только не потеряли своей актуальности, но в отдельных моментах более проработаны, чем аналогичные федеральные акты. Убежден, что приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным должно быть улицей с двусторонним движением.

Утверждать это позволяет высокое качество основополагающих законодательных актов в Свердловской области. Далеко за ее пределами известны высокий уровень профессиональной подготовки специалистов, традиции уральской юридической школы, система организации законотворческой деятельности в нашем Законодательном Собрании.

Нужно создавать единое правовое пространство, развивая и федеральную законодательную базу, и региональное законодательство.

Еще раз подчеркну, вертикаль государственной власти, о которой сегодня много говорят, должна быть дополнена законодательно оформленным разграничением компетенции и ответственности всех уровней власти.

В этом процессе большую роль призваны сыграть полномочные представители Президента Российской Федерации. И наша задача – объединить усилия по созданию этого правового пространства.

Устав Свердловской области активно влияет на всю политическую жизнь уральского края. Мы заложили основы формирования двухпалатного Законодательного Собрания Свердловской области. Палата Представителей избирается по мажоритарному принципу, а Областная Дума – на пропорциональной основе списка политических партий. И отрадно видеть, что сегодня, с принятием Закона о политических партиях, по этому пути идет вся Россия.

А если говорить в целом, то жизнь показала, что мы движемся в правильном направлении. Лучшим доказательством тому являются экономические достижения Свердловской области в уходящем году. Экономический рост в нашей области особо отчетливо виден на фоне других регионов России. Достаточно сказать, что темп роста физических объемов промышленного производства у нас более чем в два раза превышает темпы роста в России. В 2000 году собственные инвестиции в экономику области равнялись 25 млрд. рублей, в 2001 году – 35 млрд. рублей, а в 2002 году мы планируем 50 млрд. руб. При этом более чем в 3 раза по сравнению с прошлым годом увеличился объем поступивших в область иностранных инвестиций.

Эти экономические достижения убедительно доказывают, что наш регион - вместе с немногими другими – успешно справляется с ролью «локомотива» российской экономики. Уверен, что в следующем году мы обязательно закрепим положительные тенденции. Но для этого нужны не только экономические, но и политические условия. Важнейшее из них - политическая стабильность, согласие в обществе. Жизнь еще раз подтвердила, что демократические принципы, заложенные в Уставе Свердловской области, окончательно и бесповоротно стали в нашей области политической реальностью.

В России наступила новая политическая эпоха. Сегодня нужны не лозунги, а прежде всего реальные дела, серьезные экономические и социальные программы, умение и желание на деле защищать интересы избирателей.

Однако все это еще не означает, что на пути консолидации основных общественно-политических сил области нет никаких проблем и препятствий.

Неверно считать, что общественная консолидация - это механическое объединение всех и вся. И тем более, это не отказ от критического подхода к деятельности различных структур власти.

Мы понимаем консолидацию иначе. Это - добровольное принятие на себя различными социально-политическими силами взаимных обязательств и ответственности, которые должны быть направлены на реализацию стратегических интересов общества.

Уверен, что только такой подход будет востребован в сложных нынешних условиях, и все ответственные политики должны руководствоваться им в своих практических действиях.

Дорогие коллеги, друзья!

За годы, прошедшие со дня вступления в действие Устава Свердловской области, нами был пройден большой и сложный путь.

Сегодня, наверное, преждевременно давать какие-то окончательные оценки нашей работе, всему тому, что сделано, и тому, что сделать не удалось. Со временем История сама расставит всё по своим местам. Это время - навсегда в наших сердцах и наших судьбах.

Скоро мы вступаем в новый год, второй год нового тысячелетия. Новое время диктует новые проблемы и задачи.

В третье тысячелетие мы взяли с собой всё самое лучшее из наследия ушедшего - всё, что в будущем поможет нам достойно жить и работать на благо нашей Родины.

И мы можем с гордостью осознавать, что в нашем багаже остается и Устав Свердловской области.

Спасибо!

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна