Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200020012002
ОктябрьНоябрьДекабрь
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Пресс-релиз за 23 ноября 2001

2-ая страница
пресс-релиза за
23 ноября 2001 года
Выступление Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя «Уральский регион: экономика, промышленность, банки – приоритеты развития»

Уважаемые участники конференции!

Разрешите приветствовать Вас на этом представительном мероприятии. Банковский сектор является частью единой экономической системы страны, его развитие тесно взаимосвязано с развитием всех секторов экономики. Банки не могут успешно функционировать вне зависимости от решения задач, стоящих перед экономикой Уральского региона. Благополучие и дальнейшее развитие промышленного региона, привлекательного для инвестиционного капитала, каким является Уральский регион, во многом зависит от финансовой устойчивости, платежеспособности кредитных организаций. Развитие всех секторов экономики региона неразрывно связано, а во многом и определяется уровнем финансового состояния кредитных организаций, темпов развития банковского дела в целом. Это связано, прежде всего, со структурой экономики региона, для нормального функционирования которой требуются не только огромные инвестиции, но и не менее значительный оборотный капитал.

Прежде чем остановиться на характеристике экономики региона, обозначенного в названии конференции как Урало- Сибирский, на мой взгляд, следует определиться с конфигурацией этого региона. Сюда следует отнести территории субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию экономического взаимодействия областей и республик Урала: Республику Башкортостан, Удмуртскую Республику, Курганскую, Оренбургскую, Пермскую, Свердловскую, Челябинскую области и Тюменскую область с Ханты-Мансийским и Ямало- Ненецким автономными округами. Территория этого региона составляет 2,2 миллиона квадратных километров, а численность постоянного населения - 23,4 млн. человек. Здесь добывается свыше 95% российского природного газа и нефти, вырабатывается более 20% электроэнергии, производится около 40% проката черных металлов и более половины стальных труб, значительная часть всей гаммы цветных металлов и изделий из них; машиностроение региона ориентировано на выпуск газо- и нефтедобывающего оборудования, металлургических и химических агрегатов, паровых и газовых турбин, сельскохозяйственных машин, автомобилей, т.е. в основе лежит тяжелое машиностроение с длительным технологическим циклом.

В целом дела в экономике областей и республик региона идут неплохо. Основные макроэкономические показатели свидетельствуют о положительной динамике большинства экономических и социальных индикаторов. Рост объемов промышленного производства в большинстве регионов последние три года превышает среднероссийские показатели. Растет загрузка производственных мощностей, серьезные изменения произошли на рынке труда. Но самое значимое, на мой взгляд, достижение - это кардинальное преодоление “бартеризации” экономики, преобладание денежных взаимоотношений как в реальном секторе, так и в бюджетной сфере. Это создает условия для ведения нормального, цивилизованного бизнеса, направленного не только и не столько на извлечение сиюминутной выгоды, сколько на заботу о расширенном воспроизводстве, реализацию перспективных проектов.

Однако в последнее время экономика областей и республик региона начинает испытывать негативные последствия ухудшающейся ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефте- и металлопродукции. В этой связи необходимо более пристальное внимание обратить на внутрироссийский рынок, потенциальная емкость которого достаточно велика. Надо только совместными усилиями “разогреть” внутренний спрос. Думаю, эта проблема найдет отражение в предстоящей дискуссии.

Другая тема для сегодняшнего разговора - инвестиции.

В последние полтора десятилетия, пока мы были участниками ломки и перестройки в стране производственных отношений, многие страны Запада и Востока сделали огромный шаг вперед в развитии производительных сил. Сегодня, когда экономическая система претерпела кардинальные изменения, значительно усилилась самостоятельность предприятий и регионов, мы начинаем выбираться из кризиса, надо обратить свое внимание и сконцентрировать ресурсы на развитии базовых составляющих производительных сил: орудий и предметов труда, трудовых ресурсов. Куда целесообразнее направить инвестиции сегодня, куда - через пять или десять лет - вопрос не праздный и требует глубокой проработки. С другой стороны, долго ждать научных изысканий и рекомендаций из Центра просто нет времени, поскольку состояние и износ основных фондов достигли критических пределов. Надо срочно самим определять стратегию технико- технологической модернизации производства, основные направления развития и размещения производительных сил. В нашем регионе имеются определенные наработки в этих вопросах.

Так, в Свердловской области в основном проработаны основные составляющие стратегии развития и размещения производительных сил на период до 2015 года. Мы предполагаем внести на рассмотрение ближайшего Совета Ассоциации предложение о разработке аналогичного документа в рамках всего Уральского региона.

При заинтересованном подходе это позволит более оптимально использовать природные, производственные и финансовые ресурсы.

Уважаемые участники конференции!

Развитие промышленности, экономики в целом неразрывно связано со становлением и развитием рыночной системы финансовых отношений. Дальнейший подъем экономики Уральского региона определяет основные требования к банковской системе. Потребности экономики обусловлены отраслевой структурой и особенностями региона. Услугами банков должны быть в полной мере обеспечены, с одной стороны, население, бюджетные учреждения, малые и средние предприятия, как основа любой экономики, с другой стороны, крупнейшие производители и монополисты. Эти услуги должны быть одинаково доступны как в крупных городах и промышленных регионах, так и в небольших населенных пунктах и сельскохозяйственных районах.

Основу банковской системы составляют региональные банки. Именно региональные банки накопили опыт работы с предприятиями, имеют длительные устойчивые, хорошо отлаженные связи с хозяйствующими субъектами. Банковская система Уральского региона представлена 124 самостоятельными кредитными организациями. Наиболее крупные банковские системы по количеству действующих кредитных организаций созданы в Тюменской области – 33 самостоятельные кредитные организации и Свердловской области – 28 действующих кредитных организаций. Наряду с относительно крупными, имеющими уставный капитал свыше 500 млн. рублей, в регионе успешно работают малые банки, с уставным капиталом до 50 млн. рублей. Сохранение и развитие различных по величине банков, как крупных, так и средних, малых является необходимым условием успешного роста экономики региона.

Анализ финансовых показателей коммерческих банков Уральского региона свидетельствует о значительном запасе их устойчивости. Устойчивость банковской системы Урала во многом обеспечивается стабильной клиентской базой, основу которой составляют промышленные предприятия нефтегазового и горнометаллургического комплексов.

Одним из важных показателей динамичного развития банковской системы Уральского региона является рост фактически оплаченного уставного капитала банков. Капитализация банков Урала (без учета иногородних банков и территориальных подразделений Сбербанка России) по итогам второго квартала 2001 года составляла 18,5 млрд. рублей, а сумма активов – 185,9 млрд. рублей. Перечисленные показатели выше среднероссийских, темпы капитализации позволяют банковской системе Урала расширять участие в кредитовании реального сектора экономики.

Крупнейшими банками региона являются Сургутнефтегазбанк (Сургут) и Башкредитбанк (Уфа). Лидирующие позиции по величине собственного капитала занимает Башкредитбанк. Это единственный банк региона, чей капитал превышает миллиард рублей (на 1.07.2001г. – 4,1 млрд.руб.). Он является наиболее активным корпоративным кредитором в регионе. По величине активов банк занимает второе место в Уральском регионе. Сургутнефтегазбанк, обслуживающий финансовые потоки нефтегазового комплекса «Сургутнефтегаз», по многим финансовым показателям является одним из крупнейших в России. Активы Сургутнефтегазбанка составили 38% активов всех банков региона.

Наибольший удельный вес в совокупном объеме пассивов кредитных организаций региона занимают привлеченные средства. По объему привлеченных депозитов и вкладов юридических лиц и населения в Уральском регионе первое место занимает Тюменская область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, второе место - Свердловская область. Кроме того, Свердловская область занимает по данному показателю 5 место в России после Москвы, Тюменской области, Санкт-Петербурга, Московской области. В основном банки Уральского региона аккумулируют рублевые потоки. Исключение составляют банки, обслуживающие финансовые потоки нефтегазового комплекса. Валютная составляющая активов таких банков превышает 60-70%.

Банковская система Свердловской области занимает одно из центральных мест в Уральском регионе. По количеству самостоятельных кредитных организаций по итогам первого полугодия т.г. Свердловская область занимала 5-е место, уступая Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Республике Дагестан, Тюменской области. По состоянию на 1.10.2001г. в Свердловской области действовало 177 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций (включая банки, филиалы, отделения Уральского банка Сбербанка РФ, небанковские кредитные организации).

Банки области в т.г., как и в 2000 году наращивают свою капитальную и ресурсную базу. В 2000 году совокупная величина уставного капитала банков Свердловской области возросла почти в 2 раза, за девять месяцев текущего года - на 24,9%. За указанный период т.г. объем привлеченных банками области вкладов населения увеличился на 34,5%, при этом объем вкладов физических лиц в самостоятельных банках области вырос в 1,5 раза. Эти показатели свидетельствуют о восстановлении доверия населения к банковской системе области.

Капитализация банковской системы, увеличение объемов привлеченных средств позволят банкам активнее работать с реальным сектором экономики. Однако объем кредитования, в первую очередь инвестиционных проектов предприятий и организаций области, является недостаточным. За девять месяцев т.г. объем кредитов, предоставленных нефинансовому сектору, увеличился на 33,7%.

Уважаемые коллеги!

Правительство Свердловской области придает большое значение развитию банковской системы как одному из главных условий стабилизации и подъема экономики. Взаимодействие Правительства области с банками проводится в первую очередь через систему банков, осуществляющих операции с бюджетными средствами. В настоящее время в состав «уполномоченных» банков Правительства Свердловской области включено 22 банка, из них 16 региональных банков и 6 московских, филиалы которых действуют в области. Совместно с такими банками Правительство области решает вопросы кредитования областного бюджета, финансирования областных целевых программ, имеющих важное социально- экономическое значение.

В настоящее время установлен информационный обмен между уполномоченными банками, расчетно-кассовыми центрами и Правительством области, создана автоматизированная система контроля за состоянием и движением средств областного бюджета, областных целевых бюджетных фондов. Ведется работа по развитию методологии и программного обеспечения для формирования автоматизированной системы поддержки принятия оперативных решений по управлению бюджетными средствами. На основе оперативной информации, передаваемой банками и РКЦ, осуществляется мониторинг поступлений в областной бюджет от крупнейших налогоплательщиков.

Средства областного бюджета, размещаемые на счетах уполномоченных банков, являются дополнительным источником, расширяющим их ресурсную базу. Начисляемая уполномоченными банками плата по остаткам на счетах по учету средств областного бюджета является одним из источников поступления денежных средств в бюджет.

Уважаемые коллеги!

Присутствующие в зале представители банковского сообщества хорошо представляют себе назревшую потребность обновления банковского законодательства, реформирования банковской системы. Правительством Российской Федерации и Центральным банком России разработан проект Совместной стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. Целями реформирования являются формирование развитого банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе, способного полностью удовлетворять потребности клиентов в качественных банковских услугах, содействующего экономическому развитию России. Эти цели Стратегии заслуживают поддержки.

Однако предложения Минэкономразвития России об установлении минимальных требований к уставному капиталу для вновь создаваемых банков и банков, претендующих на новые лицензии, в размере 10 млн. евро с 01.01.2002г., и такому же размеру собственных средств (капитала) для всех банков с 01.01.2005г. являются чрезмерно высокими для большинства региональных банков. Требования по минимальному размеру капитала банков, несомненно, следует повышать. Но делать это надо постепенно, одновременно повышая инвестиционную привлекательность банковского бизнеса. Резкое увеличение минимального размера собственных средств банков, требуемого для генеральной лицензии, может привести к переделу рынка банковских услуг, и, как следствие, перераспределению финансовых потоков. Увеличение требований к капиталу банков до 10 млн. евро повлечет за собой уход региональных средних и малых банков из ряда удаленных, малонаселенных территорий, при этом крупные банки не всегда пойдут обслуживать данные территории. Население этих территорий, малые и средние предприятия могут остаться без банковских услуг.

Принудительное ограничение деятельности небольших и средних банков со стороны государства означает вмешательство в конкуренцию в банковском секторе, наносит ущерб экономике. Крупный банк не всегда означает достаточно надежный банк. Крупные банки нужны для работы с крупнейшими клиентами. Основа развития рыночной экономики – это малые, средние предприятия, экономически активное население. Работа с крупными клиентами связана со столь же значительными кредитными рисками. Результаты кризиса 1998 года показывают, что средние банки имели более стабильные показатели, их положение на рынке региона часто оказывалось значительно устойчивее, чем крупнейших банков.

В проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации указывается на необходимость проведения политики ограничения и последующего выхода государства из капитала кредитных организаций. Вместе с тем нужно принять во внимание, что участие исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в уставном капитале кредитных организаций является одной из форм поддержки региональных банков. В настоящее время доля Правительства Свердловской области имеется в уставных капиталах СКБ-банка, Уралсибсоцбанка.

Одной из актуальных задач, стоящих перед банковским сообществом, является повышение уровня капитализации банков, наращивание их ресурсной базы. Необходима активизация процесса привлечения различных источников денежных средств, таких как средства крупнейших предприятий, компаний, населения, рынка страховых услуг, а также средств бюджетов. В целях укрепления доверия населения к банковской системе, повышения доли вкладов и депозитов физических лиц в ресурсной базе кредитных организаций, необходимо создание системы гарантирования (страхования) вкладов, принятие Федерального закона «О гарантировании вкладов граждан».

Еще одним направлением привлечения средств населения является развитие безналичных расчетов с использованием пластиковых карт кредитных организаций. По этому вопросу банки не раз обращались в Правительство Свердловской области, но в данном случае, в первую очередь, необходима активизация работы самих банков по развитию карточных систем.

В целях улучшения инвестиционного климата, развития инвестиционных процессов как в Российской Федерации в целом, так и в регионе в частности, необходимы изменения законодательной базы, регулирующей данные вопросы. Инвестиционная привлекательность промышленного Уральского региона, отмечается как российскими аналитиками, так и международными рейтинговыми агентствами. Согласно оценке аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», публикующих ежегодное исследование инвестиционного климата в России в журнале «Эксперт», Свердловская область относится к региону с высоким потенциалом и умеренными риском (1В). В эту же группу рейтинговой оценки включены Санкт Петербург, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ. 23 августа 2001 года международное рейтинговое агентство «Standard & Poor’s” повысило долгосрочный кредитный рейтинг Свердловской области до уровня «ССС+» с позитивным прогнозом. На повышение рейтинга, по оценке экспертов агентства, повлияли независимость области от поступлений из федерального бюджета, относительно развитая экономическая и налоговая база, отсутствие зависимости от небольшой группы налогоплательщиков, высокий в масштабах России экономический рост в 2000 году, увеличение налоговых поступлений и ряд других факторов. Сохранение международного кредитного рейтинга позволит расширить круг потенциальных инвесторов и привлечь их к реализации ряда крупных проектов иностранные капиталы.

В Свердловской области создан Консультативный Совет по иностранным инвестициям, задачами которого являются обсуждение вопросов и проблем, выработка стратегии привлечения иностранных инвестиций, подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата в Свердловской области, обеспечение гарантий и защиты иностранных инвестиций, организация взаимодействия с зарубежными инвестиционными институтами. В соответствии с рекомендациями участников расширенного заседания Консультативного совета - руководителей промышленных предприятий, представителей кредитно-финансового сектора, инвестиционных фондов Свердловской области и Российской Федерации, состоявшегося в марте 2001 года, был создан Фонд поддержки инвестиций при Губернаторе Свердловской области. Основными целями данной организации являются содействие привлечению инвестиций на территорию Свердловской области; выявление наиболее перспективных отраслей экономики или отдельных проектов на территории Свердловской области и разработка коммерчески обоснованных вариантов реализации инвестиционной политики.

В связи с повышением требований к уровню капитализации банковского сектора, несомненно, будет развиваться процесс консолидации банковской системы, концентрации капитала, в том числе за счет слияний, присоединений банков. Изменение структуры банковского сектора по таким параметрам, как концентрация капитала, размещение кредитных организаций по регионам должно происходить с учетом требований развития экономики этих территорий. Правительство Свердловской области ставит задачу по созданию крупнейшей финансовой структуры с суммарным уставным капиталом не менее 1,5 млрд. рублей.

Положительный пример укрупнения банковских структурных подразделений показывает создание Уральского банка Сбербанка России, который объединил отделения и филиалы Екатеринбургского, Челябинского, Башкирского, Курганского банков Сбербанка России. Объединение банков позволяет региональным банкам усилить свой инвестиционный потенциал, расширить участие таких банков в значимых инвестиционных проектах и программах экономического развития региона, наращивать инвестирование средств в реальный сектор экономики, обеспечить эффективное обслуживание крупных корпоративных клиентов. Объединение банков позволяет расширить возможности предоставления кредитов со сроком от 3 до 5 лет, в объеме до 1 млрд. рублей, что является весьма важным для масштабных инвестиционных проектов предприятий региона.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является решение вопроса создания в регионе супербанковской структуры для финансирования программ развития и реконструкции экономики Уральского региона. Периодически такие идеи высказываются. Они представляют интерес. Суть этого предложения - создание банка с уставным капиталом не менее 100 млн. долларов США с участием в уставном капитале исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Сберегательного банка России, хозяйствующих субъектов. Однако реализация на практике предложений по созданию супербанка наталкивается на множество объективных и субъективных препятствий. Вопрос о создании регионального банка должен решаться с участием всех членов Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона. Эти предложения должны быть проработаны более предметно, с учетом возможностей регионов.

Уважаемые коллеги!

В заключение выступления хочу отметить, что банковская система стоит перед качественно новым этапом развития. Этот этап связан с существенным повышением инвестиционной активности банков, достаточным обеспечением предпринимателей, населения всем спектром банковских услуг, независимо от расположения банковских структур, достижением соответствия банковской деятельности региона международным требованиям и возможностью долгосрочного кредитования в необходимых для реального сектора экономики объемах.

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна