Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
200020012002
АпрельМайИюнь
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Пресс-релиз за 29 мая 2001

3-ая страница
пресс-релиза за
29 мая 2001 года

«О реформировании и реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства»

(Выступление Губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 мая 2001г.)

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Государственного Совета Российской Федерации и участники сегодняшнего заседания!

Мы разделяем общую обеспокоенность за положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве, за состояние реформы ЖКХ. После 10 лет топтания на месте в этом, крайне важном экономическом и социальном вопросе, мы оказались у опасной черты. Минувшая зима нам всем показала, что кризис энергетический неизбежно переходит в кризис жилищно- коммунальный, и надо только удивляться терпению наших людей, которые выжили и сохранили спокойствие в тех экстремальных условиях. Но насколько долго хватит запаса социальной прочности, насколько продлен кредит доверия Власти для наведения порядка в жилищно-коммунальной сфере?

Реформа и реструктуризация жилищно-коммунального хозяйства необходима, но какая и какой ценой, и самое главное, кто за эту реформу будет платить?

Вызывает настороженность ряд концептуальных условий реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представленных в докладе «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». Вот одно из условий, представленное на странице 33: «Нужно осознавать, что в обстановке не сформировавшегося среднего класса коренное преобразование жилищно- коммунального хозяйства, особенно в начальной стадии, скорее всего столкнется с негативной оценкой со стороны большинства российских граждан. Экономическая реальность и демографическая структура населения также будут провоцировать склонность к подобной оценке. Эти обстоятельства послужат определенным экзаменом на гражданское мужество и зрелость всех политических, государственных и общественных институтов, сформированных после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года». Говоря более понятным языком, мы опять покушаемся на содержимое карманов наших граждан. За последние 10 лет наши граждане пережили три напасти: потерю сбережений в Сбербанке, махинации с вкладами, прокрученные всякими АО «МММ» и другими «строителями пирамид», и напоследок - дефолт 1998 года. Теперь грядет четвертая напасть – реформа ЖКХ, согласно которой населению уже в ближайшее время придется платить все 100% за жилищно-коммунальные услуги.

Вот здесь давайте разберемся, за что мы хотим заставить 100-процентно платить население:

За сверхнормативные потери воды, электрической и тепловой энергии, которые в сумме превышают 50%?

За сверхнормативные расходы топлива (газа, угля, мазута) на котельных, коэффициент полезного действия которых не превышает 20- 40% вместо положенных 80-85%?

За «крупнощелевые» дома, за жилье, которое цивилизованным можно назвать лишь с большой натяжкой и невозможно обогреть и обеспечить в нем комфортную температуру, в котором расход тепла превышает норму на 50-100%?

За отсутствие приборов учета и узлов регулирования, что лишает граждан возможности контролировать и регулировать свои расходы (в том числе денежные) и вынуждает уже сейчас переплачивать за предъявляемые услуги?

За отсутствие должного порядка и дисциплины, за бесхозяйственность и расточительство в жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике (по самым скромным подсчетам только убытки консолидированного бюджета Свердловской области по вышеназванным причинам составляют 1,5 млрд. рублей)?

Мы уже провели в стиле лучших традиций застойных времен кампанию по передаче, а фактически, по сбросу ведомственного жилья муниципалитетам, не продумав и не предусмотрев источники финансирования на его приемку и реабилитацию. В таком ответственном деле, затрагивающем интересы всех без исключения граждан России, неприемлем дух кампанейщины и штурмовщины.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства необходимо начинать с решения 3 первоочередных вопросов: организационного, технического и экономического.

1. Организационный.

Необходимо срочно создать государственный орган исполнительной власти Российской Федерации по управлению жилищно- коммунальным хозяйством страны. ЖКХ – это огромная отрасль, стоимость основных фондов которой составляет порядка 30% от стоимости основных фондов страны. Сегодня жилищно-коммунальной отраслью занимается немного – Госстрой и много – Министерство по чрезвычайным ситуациям. Нужен Госкомитет по жилищно-коммунальному хозяйству, который последовательно и осмысленно вел бы эту реформу.

2. Технический.

В прессе сегодня много пишут про США. Там президент по радио обращается к нации с призывом серьезно заняться энергосбережением и сообщает, что энергосбережение – это одно из приоритетных направлений работы его администрации и «краеугольный камень» новой государственной энергетической стратегии. Губернатор Калифорнии и мэр Лос-Анджелеса ходят по домам и раздают жителям энергосберегающие лампочки. А что у нас? У нас – лампа накаливания, отставшая по технологии и экономичности на 30 лет. Это лишь маленький штрих, характеризующий дефицит современных отечественных приборов и оборудования. Кругом засилье дорогого импорта, поэтому нужна государственная программа по производству экономичных, энергосберегающих и недорогих приборов и строительных материалов. Эта программа на уровне госзаказа должна закрепить за регионами номенклатуру производства, чтобы, сконцентрировав ресурсы, можно было быстро начать выпуск необходимых материалов, оборудования и приборов. У себя на Урале, в рамках соглашения с Минатомом России, мы кое-что уже сделали, хотя это крайне мало даже для Свердловской области, не говоря уже о России в целом. Мы готовы развернуть производство и энергосберегающих ламп.

3. Экономический.

По-прежнему действует затратный механизм функционирования ЖКХ и не поощряется экономия (снижение издержек). Так, например, мною, еще в 1998 году, был подписан указ, согласно которому устанавливалось, что «денежные средства, сэкономленные в результате внедрения мероприятий по энергосбережению в областных бюджетных организациях, в течение двух лет остаются в их распоряжении и могут использоваться на развитие материальной базы». Однако в связи с выходом нового Бюджетного Кодекса и протестом прокуратуры, данную норму указа пришлось признать утратившей силу. А жаль! В условиях отсутствия полноценного государственного финансирования именно через стимулирование рационального расходования энергоресурсов, через энергосбережение, за счет собственной экономии и снижения потерь можно было бы получить реальные средства на наведение порядка в ЖКХ.

В докладе указывается цена реформы – 500 млрд. рублей. Вопрос – где взять деньги на ее проведение? По оценкам специалистов потенциал энергосбережения в России составляет 450-500 млрд. рублей. Конечно, сразу, одномоментно эти средства не получить, но пятилетний опыт проведения в Свердловской области принципиальной и последовательной политики энергосбережения показал, что только за счет реализации организационных и малозатратных мероприятий позволяет реализовать не менее 30% потенциала энергосбережения.

Считаю, что при проведении реформы жилищно- коммунального хозяйства необходимо сместить акценты и первоочередное внимание уделить энергосбережению или, как сейчас принято говорить, созданию энергоэффективной экономики.

Предлагаю принять общероссийский план действий по энергосбережению, который у себя мы назвали «Семь шагов к теплу и свету»:

1. Энергетическая паспортизация всех предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности. Наличие энергетического паспорта позволяет сократить затраты (на оплату энергоресурсов) на 20%, практически без капвложений за счет организационных мероприятий.

2. Проведение энергетических обследований (энергоаудитов). Нами принято решение о проведении в Свердловской области за два года повсеместных энергетических обследований, в том числе 260 крупнейших предприятий.

3. Лицензирование теплоисточников и введение «Технических паспортов котельных». Цель – повышение КПД котельных с доведением до уровня нормативного.

4. Создание системы непрерывного образования. Впервые в России в Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ) открыта кафедра «Энергосбережение». При УГТУ создан Центр по подготовке специалистов в области энергосбережения, обучение проводится на специальных курсах, как с отрывом, так и без отрыва от производства (на предприятиях). Прошли обучение и получили соответствующие сертификаты 2 тыс. человек, но требуется обучить значительно больше, как минимум 10 тысяч, вот тогда у нас будет «энергетическая дивизия».

5. Гибкая тарифная политика, при которой устанавливается тарифная «вилка» в виде минимальных и максимальных тарифов на электрическую энергию. Минимальный тариф дается лишь тому, кто занимается энергосбережением.

6. Работа с населением, в том числе и на предприятиях. Проводится пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), семинары, выставки, смотры-конкурсы по энергосбережению, формируется движение общественных контролеров по энергосбережению. На предприятиях создаются общественные бюро энергетического анализа, энергетические лаборатории, заводские энергетические комиссии и даже энергетическая полиция.

7. Введение Стандарта «Организация работ по экономии топливно- энергетических ресурсов» для предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, в котором определены основные направления работы по энергосбережению. Было бы правильным утвердить данный документ на уровне Государственного стандарта и отчет по нему ввести в систему форм отчетности государственной статистики.

Об эффективности проводимой в Свердловской области политики энергосбережения можно судить по следующим фактам и цифрам:

За два последних года (1999 и 2000 г.г.) средний рост объемов промышленного производства составил 15%, а средний рост объемов электропотребления – 4,5%, что в 1,5 раза ниже, чем по России в целом, и это при наличии в Свердловской области крупного, энергоемкого производства.

Пример из сферы ЖКХ. В городе Краснотурьинске за счет внедрения энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве 1/3 города имеет фактическое потребление теплоэнергии на отопление 1 кв. м. общей площади на уровне Швеции, то есть в 2 раза ниже, чем в России.

Примером реализации задач энергосбережения в бюджетной сфере служат мероприятия по снижению энергопотребления, проведенные в Доме правительства Свердловской области (в просторечии - «Белый Дом»). За счет малозатратных мероприятий со сроком окупаемости в полгода удалось снизить потребление электроэнергии на 18%, тепла – в 2 раза и получить экономию бюджетных средств в размере 1млн. руб. в год.

Впечатляющие успехи по реализации энергосбережения достигнуты на АО «Каменск-Уральский металлургический завод». За счет энергосберегающей политики предприятие за прошлый год вдвое снизило потребление тепловой энергии, при этом рост объемов производства составил 60%.

Примеров можно приводить еще множество, но с горечью приходится отмечать, что наши успехи могли бы быть более значительными, если бы не отсутствие полноценной нормативно-законодательной базы федерального уровня по вопросам энергосбережения и, как следствие, частые запреты и протесты контролирующих органов.

Главная задача, стоящая перед нашим государством, перед властями всех уровней – это сбережение народа. Наш народ заслужил право на лучшую жизнь. Поэтому не надо воевать со своим народом, не надо в результате непродуманных реформ подвергать экзамену на гражданское мужество и зрелость политические, государственные и общественные институты страны, ставя под угрозу само существование Российского государства, а надо просто упорно работать, ежедневно, ежечасно создавая условия для лучшей жизни. Пришло время заниматься делом

Базовым принципом нашего государства должно стать ресурсосбережение.

Есть предложение – создать при Президенте Российской Федерации Совет по энергосбережению и для начала поручить ему разработать соответствующую серию Указов Президента, которые проложат вектор преобразований и закрепят сильную государственную политику в данном вопросе.

Без быстрых и эффективных мер по реализации государственной политики энергосбережения, при нынешней «самоедской» экономике, энергоемкость которой в 3 раза выше мировой (а японской – так вообще в 7 раз), нам не вывести страну из кризиса.

Для примера – 50% тепловой энергии в Российской Федерации производится без водоподготовки. К чему это ведет? Вот наглядный образец – котловая труба через год эксплуатации, в которой отверстие – размером в толщину карандаша, хотя должна проходить рука. Не мне вам объяснять, какие технико-экономические показатели могут быть на такой котельной. Вот они – «кандалы российской экономики», «кандалы российского бюджета» и снять их сможет предлагаемый нами план «Семь шагов к теплу и свету».

Спасибо за внимание!

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна