Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
199920002001
СентябрьОктябрьНоябрь
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Пресс-релиз за 12 октября 2000

1-ая страница
пресс-релиза за
12 октября 2000 года

«О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2001 ГОД, ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Выступление Губернатора Свердловской области Э.Э. РОССЕЛЯ на совместном расширенном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области

12 октября 2000 года

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

Уважаемые участники расширенного заседания палат Законодательного Собрания Свердловской области!

Сегодня в очередной раз в соответствии с Уставом Свердловской области я выступаю перед Вами с бюджетным посланием. Тем не менее, думаю, Вы согласитесь со мной, что момент сегодня исторический. Мы находимся на пороге смены тысячелетия. А это значит, меняются века, эпоха, человек, мы с вами. И каждый из нас, уверен, сейчас задается вопросом: какой будет наша область, как будет развиваться наша экономика, какой станет нравственность, духовная жизнь?

Вопросы не простые, но, уверен, что вместе мы сможем найти на них ответы. Как это происходило всегда, когда мы объединяли усилия, свои знания, опыт и патриотизм. Ровно год назад я выступал перед Вами с бюджетным посланием и сейчас хочу сказать Вам, уважаемые депутаты, руководители органов местного самоуправления, промышленных предприятий, профсоюзов и всем уральцам, огромное спасибо за самоотверженный труд, самоотдачу, терпение, стойкость, мудрость в деле возрождения уральской экономики, как неотъемлемой части народного хозяйства России.

Естественно, бюджетное послание «О бюджетной политике на 2001 год, внутреннем и внешнем положении Свердловской области» подготовлено на основе положений, сформулированных в Послании Президента России Федеральному Собранию. Суть этих положений - в обеспечении устойчивого экономического роста, в благополучии людей, социальных гарантий.

В нашем понимании все это можно назвать задачей сбережения народа.

Экономический курс Свердловской области, как мне видится, с учетом новых политических, экономических и социальных условий должен быть направлен на решение региональных проблем в неразрывном сочетании с федеральными интересами. Это требует качественно новой роли всех уровней власти.

Опора на собственные силы, консолидация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимателей, общественных институтов, энергия предприимчивых и инициативных граждан - вот необходимые условия для обеспечения дальнейшего продвижения экономики области вперед.

Решение данной задачи, на мой взгляд, позволит сделать первые шаги по реализации плана сбережения народа и начать осуществление этого плана с 2001 года.

Уважаемые депутаты!

Чтобы приступить к реализации того или иного плана, следует оценить наше нынешнее положение. В целом оно позитивное. Скажем прямо, нас не сломил экономический кризис 1998 года. Мы выстояли!

Разумно использовали девальвацию рубля и внешнеторговую конъюнктуру, оживили внутренний рынок, улучшили качественные характеристики хозяйственной деятельности. На протяжении всего 1999 года и прошедшего периода текущего года росли объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции, грузооборот транспорта, инвестиции и прибыль, наблюдался рост реальных денежных доходов населения, оборота розничной торговли.

Так, индекс физического объема промышленного производства за январь-август текущего года составил 120,4%. Объемы производства сельскохозяйственной продукции увеличились за 8 месяцев текущего года в сопоставимой оценке на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прибыль увеличилась почти на 75%. Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос более чем на 20%. Улучшаются показатели внешнеторговой деятельности: в I полугодии имел место рост как экспорта (на 20,4%), так и импорта (на 0,3%), сохранилось положительное сальдо внешнеторгового оборота.

Среди тех, кто внес наибольший вклад в достижение положительных результатов, хочу отметить Богословский и Уральский алюминиевые заводы, НТМК, Уралэлектромедь, Каменск-Уральский металлургический завод, Уралмаш, Уралэлектротяжмаш, Турбомоторный завод, Уралвагонзавод, Электрохимкомбинат, Верхнесалдинское металлургическое объединение. Этот перечень можно продолжить. Здесь не только наращивают объемы производства, занимаются техническим перевооружением, но и повышают заработную плату, оказывают поддержку ветеранам, сохраняют профилактории и лагеря летнего отдыха детей. Хочу выразить свою признательность коллективам этих предприятий, руководителям и акционерам, которые своими практическими делами создают эффективную социально ориентированную экономику.

В значительной мере благодаря им Свердловская область находится в первой пятерке среди регионов России по таким важнейшим макроэкономическим показателям, как валовой региональный продукт, поступление налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации. В полтора и более раз выше уровня общероссийских темпы роста физических объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли, реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы.

Убежден, Свердловская область, обладая значительным экономическим потенциалом, не только способна, но и должна стать «точкой роста» российской экономики, регионом интенсивного развития.

Уважаемые депутаты!

Однако успокаиваться и плыть по течению нам нельзя.

Все еще сложным остается положение во взаиморасчетах предприятий и организаций. Не снижается объем просроченной кредиторской и дебиторской задолженности. Велики трудоемкость, энергоемкость и материалоемкость производства. Медленно сокращается количество убыточных предприятий. Ряд из них живет по принципу – куда «кривая выведет». Другие проедают свои оборотные средства. Есть территории, где большинство предприятий – банкроты. Возьмем Тавдинский район: что ни завод, то конкурсное производство. И собственникам – хоть бы что. Нет им дела ни до своих наемных работников, ни до бюджетной сферы, которая целиком зависит от результатов работы этих предприятий. И хотя таких примеров немного, но за каждым из них стоят наши жители, с надеждой ждущие от нас конкретной помощи.

Сегодня наблюдается нехватка квалифицированных кадров для растущего спроса реального сектора. На рынке труда все более актуальным становится вопрос не трудоустройства безработных, а удовлетворения потребности предприятий в рабочей силе соответствующей квалификации и профессиональной принадлежности.

Одной из причин кадрового «голода» является низкий уровень оплаты труда. Совместно с профсоюзами нам надо провести линию на значительное ее повышение при формировании коллективных договоров, тарифных соглашений и трехсторонних договоров в рамках социального партнерства. Уверен, среди руководителей предприятий немало патриотов, которые меня поймут и поддержат. Ведь заработная плата - это источник роста не только благосостояния работников этих предприятий и их семей, но и поступлений в бюджет. Это основа расширенного воспроизводства населения. А демографическая ситуация вызывает особую тревогу. Доминирующей тенденцией в сфере воспроизводства населения Свердловской области остается депопуляция. Численность населения области в последнее десятилетие в среднем ежегодно уменьшается на 17-18 тыс. человек.

Это привело к формированию неблагоприятной половозрастной структуры как городского, так и сельского населения. Уменьшилось количество детей. Растет доля жителей пенсионного возраста, что усложняет проблему социальной поддержки престарелых. Наряду с низкой рождаемостью продолжает расти смертность, возросли потери трудоспособного населения.

Увеличение смертности в трудоспособном возрасте в значительной мере вызвано ростом гибели людей от неестественных причин (убийства, алкогольные отравления, травматизм, суицид), число которых увеличилось почти в 2 раза и занимает второе место в ряду основных причин смертности.

Серьезным фактором является ухудшение состояния физического здоровья населения. За последние годы произошел значительный рост социально опасных заболеваний (туберкулез, сифилис, наркомания, алкогольный психоз, СПИД).

По-прежнему, основными причинами смертности остаются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Думаю, что в ближайшие годы мы сумеем переломить ситуацию с этими заболеваниями, поскольку оснастили областные онкологический и сердечно-сосудистый центры самым современным оборудованием и передовыми технологиями.

Мы должны больше внимания уделять вопросам планирования семьи, поскольку почти вполовину снизилось число заключенных браков. При этом две трети из них распадаются.

Увеличивается количество неполных семей. Вдвое вырос удельный вес внебрачных детей.

В этой ситуации мы должны уделить особое внимание женщине-матери. Сегодня на их плечи легла основная тяжесть ведения домохозяйства, необходимость сохранения семейного очага, забота накормить, одеть, обеспечить здоровье семьи. Мы должны не только с благодарностью склонить перед ними свою голову, но и конкретными делами создать для них более благоприятные условия. Я продолжу координировать работу по программам «Мать и дитя», «Преодоление детской беспризорности и безнадзорности».

Дети – наше будущее. И поэтому те конкретные действия, которые мы предпринимаем по решению проблем материнства и младенчества, обеспечению доступности медицинских и образовательных услуг, духовности, должны неуклонно наращиваться и способствовать улучшению демографической ситуации.

Уважаемые депутаты!

За всеми сложностями, экономическими и политическими реалиями мы не имеем права забывать, что основной точкой приложения наших усилий был, есть и будет человек. Житель нашей области. Пенсионер, рабочий, студент, школьник, ребенок.

Поэтому основным аспектом и результирующей составляющей социально-экономической политики, практической реализации задачи сбережения народа является социальный эффект - последовательное повышение уровня жизни населения. Безусловный приоритет социально-экономической политики - это инвестиции в человека. Осуществление модернизации экономики в конце концов приведет к росту ассигнований по направлениям, обеспечивающим всеобщую доступность и высокое качество основных социальных благ: медицинского обслуживания, общего образования, пенсионного обеспечения, адресных форм социальной поддержки населения и др.

Но для этого мы должны опираться на общество, здоровое нравственно и физически, высокообразованное и самодостаточное. Общество, уважающее российскую историю, воспитанное на лучших традициях уральцев, складывающихся веками. Напомню ближайшие знаменательные даты, которые мы обязаны отметить достойно. Это – 300-летие уральской металлургии, 300-летие городов Невьянск и Каменск-Уральский. Это наши корни, источник возрождения патриотизма и нравственности.

Однако полноценное общество невозможно без обеспечения законности и равенства всех перед законом, общественной безопасности и правопорядка.

Меня как Губернатора области, да и вас – депутатов - не должен успокаивать тот факт, что область впервые за многие годы вышла из числа «лидеров» среди субъектов РФ по абсолютному числу зарегистрированных преступлений. Возросла раскрываемость преступлений компетенции, как криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности. При этом хочу заметить, что этот показатель милиции общественной безопасности, на содержание которой расходуются бюджетные средства области, лучше не только общероссийского, но и аналогичного показателя криминальной милиции. В то же время не снижается рост преступных посягательств против личности. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений превышает 60% в общей структуре преступлений. Растет число правонарушений экономической направленности. Мы должны активизировать наши усилия по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, сделать все, чтобы ситуация на улицах стала спокойной и безопасной.

Жители области ждут решительной и эффективной борьбы с преступностью. Решения и меры, принимаемые органами власти по усилению борьбы с преступностью, должны стать открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину Свердловской области.

Острой социальной проблемой последнего времени является наркомания. Главными направлениями борьбы с этим злом должны стать профилактика и предупреждение, активизация и объединение усилий правоохранительных органов, общественности, средств массовой информации.

Подводя итог оценке текущего состояния экономики и социальной сферы, могу сказать: при определении основных направлений социально-экономической политики на 2001 год мы основываемся на уверенности, что основные тенденции, сложившиеся в региональной экономике, будут сохранены. Это позволит ставить «во главу угла» такие основные составляющие плана сбережения народа, как рост эффективности и результативности труда, профессионализм, духовное богатство, доступность культурных, образовательных и медицинских услуг, здоровый образ жизни.

Однако правомерен вопрос: имеем ли мы в наличии достаточные ресурсы? Тем более, что в экономике, как области, так и России в целом еще немало «подводных камней». Уже через год-полтора возможно негативное влияние на ход социально-экономических процессов ряда факторов, способных замедлить темпы роста производства промышленной продукции и инвестиций. Прежде всего, это связано с исчерпанием инфляционного ресурса, приближением внутренних цен на энергоносители к мировому уровню, высокой степенью износа основных фондов. Поэтому в кратчайшее время нам необходимо совершить поворот в сторону научно-технического прогресса, достичь таких темпов прироста инвестиций в широкомасштабную модернизацию производства, чтобы обеспечить переход экономики к новому качеству, повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

Внутренними источниками являются, прежде всего, амортизационные накопления и прибыль предприятий, которые используются на инвестиционные цели пока лишь наполовину. Уже сегодня есть возможности ежегодно вовлекать в обновление основного капитала до 15-20 млрд. рублей каждого из этих источников. Создание благоприятных условий для долговременных инвестиций, вовлечение в реальный сектор ресурсов банковского и страхового капиталов, средств населения – не только важнейшая задача федерального уровня, но и наша, региональная.

Уважаемые депутаты!

На 2001 год и последующий среднесрочный период я ставлю перед собой, всеми органами государственной власти и местного самоуправления Свердловской области, руководителями предприятий и организаций задачу закрепления имеющихся позитивных тенденций, обеспечения дальнейшего роста объемов производства товаров и услуг, активизации научно- технического потенциала, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, повышения эффективности производственной и коммерческой деятельности как основы повышения благосостояния населения. И мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы выполнить эту задачу.

Учитывая технологическую отсталость и большую степень износа промышленного оборудования, мы должны уделить особое внимание развертыванию инновационной деятельности на предприятиях, трансферту высоких технологий из военно-промышленного комплекса в гражданское производство, разработке и внедрению передовых, особенно ресурсосберегающих технологий.

Сегодня очевидно, что в основе устойчивого экономического роста должны лежать развитие науки и образования, стимулирование прогрессивных сдвигов в структуре экономики, инновационное обновление производства.

Основой роста деловой активности в сфере материального производства станет реализация концепции промышленной политики Свердловской области, предусматривающей наряду с развитием базовых отраслей промышленности создание современных высокотехнологичных производств на предприятиях машиностроения и оборонно-промышленного комплекса. Задел в этом направлении мы уже сделали. Теперь надо приложить максимум усилий, чтобы не отступить от намеченного плана. Потенциал как машиностроения, так и ВПК области велик. Наша задача – найти эффективные рычаги для широкомасштабного внедрения инноваций в производство, снижения издержек, более полного использования возможностей импортозамещения.

В 2001 году получат свое дальнейшее развитие межрегиональные связи. Основной упор будет сделан на повышение эффективности в исполнении межрегиональных соглашений и договоров о сотрудничестве, реальное расширение рынков сбыта. Также актуальной становится и другая задача – удовлетворение растущего платежеспособного спроса – которая потребует не только физического увеличения производства, но и его технологического обновления для улучшения потребительских свойств и качества товаров и услуг.

Параллельно будут формироваться благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности, в том числе увеличение доли продукции предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области и других товаров высокой степени переработки в структуре экспорта.

Сегодня рост эффективности и конкурентоспособности производства не возможен без активизации инвестиционной деятельности, значительного увеличения масштабов инвестирования реального сектора экономики. Это является ключевым условием инновационного развития области, восстановления и интенсивного обновления ее производственного аппарата.

Некоторое снижение налоговой нагрузки на производителя в результате введения новой редакции Налогового кодекса РФ создает предпосылки для более эффективного их использования на инвестиционную деятельность. По нашей области это около 2,6 млрд. рублей, надо только не растратить этот ресурс бездумно. Поэтому отраслевым министерствам следует провести соответствующую работу.

Необходимым условием подъема экономической активности является оздоровление основных институтов рыночной экономики, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие. Прежде всего, это касается создания правовой базы, антимонопольного регулирования, обеспечения конкуренции, проведения сбалансированной ценовой политики, дальнейшего развития рыночной инфраструктуры, защиты прав потребителей. Все более очевидна неизбежность совершенствования функционирования рынка ценных бумаг, страховых и банковских услуг, рынка недвижимости.

Нам надо создать в области свой мощный региональный банк. Мы должны быть готовы использовать ресурсы создаваемого окружного сберегательного банка. Предполагается, что он будет обладать 75-ти миллиардным капиталом. Значительная часть этих финансовых ресурсов будет направлена на инвестирование не только реального сектора экономики, но и жилищного строительства. Думаю, теперь у нас появится возможность расширения масштабов долгосрочного кредитования в этой сфере. Жилищная программа должна стать сердцевиной плана сбережения народа. Мы ставим задачу довести в ближайшие 3 - 4 года объем ввода жилья до 1,5 млн. квадратных метров. Поэтому Правительству области предстоит серьезно заняться модернизацией предприятий промышленности строительных материалов, развитием рынка подрядных работ и превратить строительную отрасль в один из приоритетных секторов экономики области.

В связи с возрастающими потребностями экономики и населения области мы не должны ослаблять внимание к транспортному комплексу области, развитию транспортной сети и транспортной инфраструктуры. И хотя финансовая база дорожного строительства сокращается из-за снижения ставки налога на пользователей автодорог и частичной централизации этих средств в федеральном бюджете, программу развития сети автомобильных дорог мы сворачивать не будем.

Приоритетами развития агропромышленного комплекса области в ближайшем будущем будут технологическое совершенствование производства во всех отраслях сельского хозяйства, оптимизация использования сельскохозяйственных земель. Необходимо в ближайшее время завершить формирование сети машинно-тракторных станций. Большое значение имеет разработка и проведение мероприятий по реструктуризации экономически слабых хозяйств. От широкомасштабной дотации сельскохозяйственного производства мы перейдем к государственной поддержке конкретных эффективных проектов, причем бюджетные средства будут предоставляться в основном на возвратной основе. Следует возродить шефские связи наших предприятий на селе, полнее использовать возможности кормовой базы северо-восточных районов области. Мы должны усилить внимание к социальным проблемам села. Школы, сельские библиотеки, клубы, учреждения здравоохранения, транспорт и связь должны занимать приоритетное место в наших целевых программах.

В 2001 году в условиях недостаточности финансовых ресурсов необходимо найти новые подходы к оказанию государственной поддержки малому предпринимательству. Этот сектор экономики обладает большим потенциалом роста и жизнеспособностью, постоянно увеличивает производство товаров и услуг, обеспечивает создание новых рабочих мест и поступление налогов в бюджет.

Значительное место в действиях исполнительных органов власти Свердловской области в 2001 году будет уделяться рациональному и комплексному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической и техногенной безопасности, сохранению уникальных природных комплексов и объектов.

Уважаемые депутаты!

С точки зрения общегосударственных интересов политика, проводимая Президентом России и нынешним кабинетом министров Российской Федерации, по укреплению системы государственной власти, в том числе по развитию и управлению экономическими процессами в стране, поддерживается российским обществом. Поэтому несмотря на то, что нововведения в бюджетно-налоговой сфере и изменения в межбюджетных отношениях влекут для регионов-доноров серьезные осложнения с обеспечением своих бюджетных возможностей. Мы должны отнестись к этому взвешено, сохранить и укрепить позиции на основе повышения результативности труда.

Мы осознаем, что сейчас государству необходимо сконцентрировать огромные ресурсы для решения стратегически важных задач: сохранение социальной стабильности во всех без исключения субъектах Российской Федерации, решение проблем военного строительства, пенсионного обеспечения.

Последние изменения федерального законодательства в налоговой и бюджетной сферах, нововведения в межбюджетных отношениях оказали существенное влияние на формирование проекта областного бюджета и основных параметров консолидированного бюджета Свердловской области на следующий год.

Мы достаточно серьезно поработали над поисками дополнительных доходных источников с тем, чтобы сохранить в 2001 году уровень бюджетных расходов не ниже текущего года. Сейчас задача - в полной мере их мобилизовать.

В этой связи хочу высказать надежду, что налоговые органы, являясь федеральной структурой, как и прежде будут не только добросовестно выполнять свои функции по федеральным обязательствам, но и в полной мере обеспечат интересы областного и муниципальных бюджетов в бюджетном процессе.

В этих условиях мы поставили перед собой задачу сделать бюджет области реальным, доходы и расходы которого были бы сбалансированы с минимальным дефицитом.

Прежде всего, мы тщательно проработали ситуацию с двумя основными налогообразующими источниками: прибылью предприятий и организаций и доходами граждан.

За счет чего можно получить дополнительный доход по налогу на прибыль? Для этого необходимо, во-первых, повысить собираемость этого налога. Сегодня значительная доля прибыли остается «в тени», поэтому надо обеспечить прозрачность финансовых и товарных потоков, выставить барьеры выводу прибыли в оффшорные зоны, дочерние структуры, торговые дома и т.д.

Во-вторых, в результате ослабления налоговой нагрузки на товаропроизводителя ожидается снижение числа убыточных предприятий (сегодня их около тысячи), что позволит увеличить объем прибыли.

В-третьих, рост объемов производства товаров и услуг, ресурсосбережение также будут способствовать увеличению прибыли.

Сегодня практически лишь промышленность, транспорт и связь не только имеют, но и наращивают прибыль. А где торговля – вторая по числу работающих отрасль хозяйства Свердловской области? При обороте в 50 млрд. рублей согласно статотчетности ее прибыль составляет всего 200 млн. рублей. Это менее одного процента от всей областной прибыли. Поневоле задаешься вопросом: что же у нас за предприниматели, если торгуют себе в убыток? А может быть, так хорошо прячут, что налоговые органы выявить не могут?

С этой точки зрения необходимо ускорить принятие Областного закона «О внесении изменений и дополнений в Областной закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», проект которого находится на рассмотрении в Областной Думе. Мы должны предотвратить массовый переход торговли на уплату этого вида налога вместо нескольких, уплачиваемых ранее. Так, по данным налоговой инспекции только за период с февраля по декабрь 1999 года число магазинов – плательщиков единого налога на вмененный доход возросло с 4,8 тыс. до 11,7 тыс. единиц. В результате этого потери бюджета области в прошлом году составили более 200 млн. рублей.

Выполненные расчеты показали возможность увеличения поступлений от налога на прибыль в консолидированный бюджет области в 2 раза против величины, предусмотренной в текущем году. Однако после длительного периода предпринимательских вольностей в торговом бизнесе и сфере услуг сделать это будет нелегко. Но наводить порядок и повышать ответственность руководителей за финансовую и налоговую дисциплину мы обязаны и будем это делать.

Менее значительный, всего в 1,3 раза, предусматривается рост поступлений от налога на доходы физических лиц. Для получения запланированных доходов от этого вида налога рост оплаты труда работникам реального сектора должен быть в 1,4-1,5 раза, в бюджетной сфере – 1,2 раза, и это заложено в бюджете.

Предстоит пересмотреть подходы к управлению государственным сектором – мы должны оптимизировать его структуру, искать действенные рычаги влияния на хозяйственные процессы, обеспечивать максимальный экономический эффект от управления государственным имуществом Свердловской области. Одним из дополнительных источников доходов областного бюджета может стать реализация некоторой части казенного имущества Свердловской области. Поэтому в 2001 году предстоит провести соответствующую работу по оценке такого имущества и его реализации или передаче на возмездной основе.

Аналогичные расчеты проведены и по всем другим доходным источникам, исходя из уровня фактических поступлений в 1999 году, оценки ожидаемых доходов в текущем году и с учетом основных макроэкономических параметров развития экономики области на 2001 год.

В целом доходы консолидированного бюджета области на 2001 год прогнозируются в объеме 20,3 млрд. рублей, то есть при всех негативных последствиях изменения налогово-бюджетного законодательства мы практически сохранили по доходам уровень текущего года. Доходы областного бюджета должны составить около 11 млрд. рублей.

Проектировки областного бюджета по расходам определены, исходя из прогнозируемых финансовых ресурсов, необходимости обязательного финансирования текущих расходов и размера дефицита, не превышающего 4,5% от объема доходов. Учитывались изменения в инфраструктуре бюджетных отраслей, численности контингента на основе расчетных нормативов и норм, повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и управления, а также увеличение тарифов на электроэнергию.

Как и в 2000 году структура расходов содержит целевые бюджетные фонды, а также фонд финансовой поддержки муниципальных образований, который сформирован на основе расчетных проектировок минимальных расходов местных бюджетов. Средства из фонда будут направляться муниципальным образованиям в виде дотаций из областного бюджета.

Учитывая требования Бюджетного кодекса об обязательном финансировании текущих расходов, часть расходов на инвестиции отнесена на дефицит.

Общая величина расходов консолидированного бюджета области прогнозируется в объеме 20,8 млрд. рублей, в том числе областного – чуть более 11,4 млрд. рублей.

С уверенностью могу сказать, что социальная ориентированность нашего бюджета останется и на предстоящий период. В консолидированном бюджете расходы на образование возрастут на 21%, культуру и искусство – на 16%, здравоохранение – почти на 23%. Расходы на социальную политику в целом уменьшатся в связи с передачей части расходных полномочий на федеральный уровень. Сохранится приоритет выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. При этом выплачиваться заработная плата должна регулярно, без задержек и недопущения ее задолженности.

Исходя из задач решения острых социальных проблем, наиболее значимой из целевых программ на 2001 год станет областная строительная программа, направленная на реализацию мероприятий по развитию материальной базы социальной сферы, включая программу газификации.

В качестве приоритетов Областной строительной программы определены: строительство школ, развитие жилищного строительства и наращивание объемов строительства газовых сетей. Особое внимание будет уделяться сельской школе.

Областные инвестиции в сфере жилищного строительства будут использованы для приобретения жилья и предоставления жилищных субсидий инвалидам войн, планируется обеспечить жильем нуждающихся в нем семей погибших.

Среди механизмов финансирования жилищного строительства, которые планируется применять в следующем году, можно выделить долгосрочное кредитование как за счет централизованных источников, так и за счет средств предприятий, призванных обеспечить жильем своих работников. Такие примеры в области уже есть. Я такую позицию руководителей предприятий приветствую. Надеюсь, что подобная практика найдет свое продолжение и расширение.

К группе приоритетных программ, финансирование которых предполагается производить в первоочередном порядке, относятся также программы в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, сохранения и развития культурного наследия.

Всего на реализацию областных целевых программ (без целевых бюджетных фондов) запланировано 398,7 млн. рублей, что, хотя и несколько выше текущего года, но далеко недостаточно для развития социальной инфраструктуры и решения острых социальных проблем.

Думаю, с целью концентрации бюджетных ресурсов нам надо пойти по пути сокращения числа целевых программ с одновременным их укрупнением и приданием комплексного характера.

Чтобы закончить с бюджетной политикой, хочу еще раз подчеркнуть: сегодня складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, происходит улучшение социально-экономического положения, а с другой - усложнение бюджетной ситуации, уменьшение возможностей для развития социальной инфраструктуры.

Наша общая задача – найти дополнительные источники за счет улучшения всей работы.

Уважаемые депутаты!

Перед нами, действительно, стоят очень сложные задачи. Впрочем, других задач перед нами никто никогда и не ставил. А сейчас особая нагрузка ложится на депутатов. И связано это с введением в действие Бюджетного, Налогового кодексов Российской Федерации, иных нормативных актов федерального уровня. Все это требует тщательной, кропотливой работы в сфере регионального законодательства.

Убежден, что мы справимся с решением этих вопросов.

Обращаюсь ко всем органам государственной власти и местного самоуправления области. В условиях напряженного бюджета будущего года как никогда нужна слаженная работа нас всех. Нам надо разумно тратить деньги и максимально их экономить.

Призываю промышленников и ученых, банкиров и предпринимателей к проведению активной экономической и научно-технической политики, которая способствовала бы техническому перевооружению промышленных предприятий области. Мы должны обеспечить в будущем году рост физических объемов производства промышленной продукции до 6%, инвестиций – до 9%, прибыли – до 10% к уровню 2000 года.

Обращаюсь ко всем жителям Свердловской области. Мы – уральцы – достойны социального благополучия и эффективной экономики. Святой долг каждого трудоспособного жителя области внести свой посильный вклад в процветание нашего края, возрождение лучших традиций на производстве и в быту, воспитание подрастающего поколения и заботу о ветеранах.

Уверен, нам удастся консолидировать усилия всех слоев общества на реализации плана сбережения народа!

Благодарю за внимание!

       

Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна