Сегодняшний день
Биография
Мои политические принципы
Прямой вопрос
Фотохроника
Документы
Архив сервера
Важные ссылки
На главнуюНаписать письмоКарта сайтаПоиск по сайтуPDA
199819992000
СентябрьОктябрьНоябрь
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Пресс-релиз за 22 октября 1999

1-ая страница
пресс-релиза за
22 октября 1999 года
О ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2000 ГОД

Выступление Губернатора Свердловской области Э.Э.РОССЕЛЯ на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области 22 октября 1999 года

Уважаемые депутаты!

Полный доклад по повестке дня у вас имеется. Хочу сегодня высказать свою позицию по ряду принципиальных вопросов, определяющих внутреннее и внешнее положение Свердловской области.

В этой связи позвольте охарактеризовать место и роль нашей области. Средний Урал сохраняет ведущие позиции в политической, экономической и социальной жизни общества и государства.

Наши совместные инициативы в вопросах государственного строительства, определения места регионов, развития местного самоуправления, политического плюрализма получили свое воплощение и развитие не только у нас. Не стану детализировать, но многое из того, что мы предлагали, реализовано в других субъектах Российской Федерации. Скажу кратко: в Свердловской области последовательно и настойчиво создаются институты гражданского общества. Но признаюсь, и вы, надеюсь, со мной в этом согласитесь, что путь этот трудный и долговременный. И в хозяйственной жизни страны область по-прежнему занимает ведущие позиции. По объему промышленного производства наш регион занимает 2-3 место в России. Имея население менее 3процентов, мы производим 4,3 проц. от объема промышленной продукции; 3,6 проц. мяса.

Свердловская область вносит весомый вклад в экономику страны, поставляя на внутренний и внешний рынок значительную часть бокситов, ванадия, золота, меди, проката черного и цветного металлов, различного оборудования и спецтехники.

В текущем году промышленность восстановила положительную динамику. По итогам девяти месяцев физический объем промышленного производства увеличился по сравнению с предыдущим годом на 10,8%. Причем это результат не только экспортно-ориентированных отраслей – черной и цветной металлургии, но и машиностроения, химической и пищевой промышленности, промышленности стройматериалов.

В 6,5 раза возросла прибыль от хозяйственной деятельности, в 1,6 раза – сумма налогов, сборов и других доходов, оставшихся на территории области (с ЗАТО). По этим параметрам область занимает передовые позиции в Российской Федерации, и мы по праву можем этим гордиться.

Показатели 1999 года свидетельствуют, что нам удалось сохранить промышленный и научно-технический потенциал.

Благодарю за это трудовые коллективы, руководителей предприятий и организаций и всех тех, кто в очень трудных условиях честно и добросовестно работает.

В социальной сфере наметился рост рождаемости, снижение младенческой, материнской смертности. Снижается безработица. Сокращен долг по заработной плате, ликвидирована задолженность по пенсиям. При всех трудностях в основном выполняют свои задачи учреждения образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения, спорта. Одним словом, наши спортсмены, мастера искусств, ученые, педагоги и врачи заметны и известны в России.

Уважаемые депутаты!

Все вышесказанное мы вместе с вами неоднократно обсуждали в ходе предыдущих посланий. Как видно, и многое из намеченного нам удалось выполнить.

Удалось выполнить, благодаря взаимодействию и конструктивной работе органов государственной власти, местного самоуправления и предприятий.

Однако часть из того, что мы искренне надеялись сделать, осталось, в основном в силу объективных причин, незавершенной. Так, не удалось активизировать инвестиционную деятельность, повысить реальные доходы и качество жизни значительной части населения области, добиться кардинальных сдвигов в борьбе с преступностью.

Мое видение проблем и путей их решения, изложенное в моей предвыборной Программе недавней губернаторской избирательной кампании, еще более укрепилось. Я все больше убеждаюсь, что рассчитывать мы должны на собственные силы.

Мир находится на рубеже веков. Для России этот рубеж может стать судьбоносным, так как ближайшие годы должны определить, каким путем страна будет развиваться, какой войдет Россия в новое тысячелетие. И в значительной мере это будет определяться результатами предстоящих выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

Свердловская область, как один из наиболее значимых субъектов Российской Федерации, не может остаться в стороне от событий общегосударственного значения. Область должна наращивать свое влияние как в политической, так и в экономической, духовной сферах. Нам надо продолжать осуществлять курс на укрепление российской государственности, повышение управляемости и ответственности, упорядочение федеративных отношений. Тем более, что в последнее время к нашему мнению, нашим предложениям в Центре стали прислушиваться.

Уважаемые депутаты!

Задаю себе вопрос: какой бы я хотел видеть нашу родную Свердловскую область в 2000 году и в ХХI веке? Скажу прямо, почивать на лаврах, прикрывшись нашим нынешним положением, нельзя. История учит: тот, кто останавливается, тот отстает!

Убежден, что без решения ряда политических проблем, дальнейшее развитие будет тормозиться. Считаю принципиально важным, чтобы мы с вами разработали и выдвинули несколько новых политических инициатив. Среди них – развитие экономической интеграции регионов, административная реформа, укрепление российской государственности и ответственности регионов на основе федерального закона «О реализации предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов».

Главной целью социально-экономического развития Свердловской области мы определили рост благосостояния и качества жизни людей.. Сегодня всем очевидно, что состояние реального сектора экономики является определяющим для социально-экономического развития области.

В целом за последние годы Свердловская область совершила качественный шаг в направлении построения нового хозяйственного уклада, основанного на разумном сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования экономики. В сторону увеличения доли услуг была оптимизирована структура валового регионального продукта Свердловской области. Экономика области, выдержав многочисленные трудности, в том числе последствия финансового кризиса августа прошлого года, в очередной раз доказала способность адаптироваться к экстремальным ситуациям.

Однако проблемы, и немалые, в экономике остаются, многие из них углубляются. Средний Урал – старопромышленный регион, основные производственные фонды которого изношены и требуют технического и технологического обновления. Это – проблема номер один, и без ее решения нам трудно будет реализовать нашу главную задачу – прорыв в реальном секторе экономики. Давайте честно признаем, что наша экономика в основном неконкурентноспособна: велики издержки производства, высока материало- и энергоемкость, низки фондоотдача, рентабельность и производительность. Структура себестоимости так «утяжелена», что не позволяет повышать заработную плату. А без ее роста нет покупательской способности, нет и рынка.

Сегодня в нашем старопромышленном регионе, как воздух нужна научно-техническая революция. Для этого нам нужны инвестиции

Прогнозируемый объем капитальных вложений на территории области за счет всех источников финансирования по прогнозу Министерства экономики и труда Свердловской области в 2000 году ожидается в сумме 16-17 млрд. рублей. Но этого мало. Такие средства вряд ли позволят переломить ситуацию.

В значительной степени шаги по активизации в экономике инвестиционных процессов зависят от федерального центра. Мы должны оказать влияние на федеральную инвестиционную политику и напрямую, и через авторитетные форумы и общественные организации, такие как Национальный Экономический Совет, Российский Экономический форум, где нами не раз выдвигались соответствующие предложения. Сюда входит комплекс мер по экономической амнистии, возвращению в Россию капиталов из-за рубежа, введению золотого рубля, снижению процентной ставки Центробанка России, по кредитной поддержке производителей путем переучета Центробанком векселей промышленных предприятий; по применению на общероссийском уровне технологий расшивки неплатежей, таких как клиринг. Возврат капиталов, пополнение оборотных средств предприятий дали бы экономике денежную подпитку, необходимую для ее дальнейшего роста через наращивание инвестиций.

В качестве одного из инструментов, способных активизировать инвестиционные процессы, может быть использовано введение особого режима учета движения амортизационных средств предприятий и средств, освобождаемых от налогообложения в связи со своей инвестиционной направленностью, посредством внедрения системы инвестиционных счетов. Эффективная амортизационная политика должна стать рычагом столь необходимого техперевооружения уральских предприятий.

Считаю, нам надо добиться, чтобы все 100 процентов амортизационных отчислений в части реновации шли только на восстановление основных фондов. В этом вопросе мы должны занять более жесткую позицию в отношении руководителей и акционеров предприятий.

Следует тщательно подсчитать наши ресурсы и возможности, образовать целевой областной Фонд реконструкции, одним из источников формирования которого могут быть средства от продажи земли под приватизированными предприятиями.

Средства этого Фонда в первую очередь должны направляться на техническое перевооружение предприятий базовых отраслей экономики.

Считаю важным, чтобы на федеральном и областном уровнях были разработаны программы развития производительных сил, каждый год утверждались перечни важнейших строек, внедрения новых технологий, освоения новой техники. По этим и другим направлениям научно-технического прогресса должны быть приняты законы.

Одной из наиболее крупных областных программ, требующих значительного вложения средств, является областная строительная программа. Ее реализация направлена на решение социально значимых проблем городов и районов области, которые одновременно представляют общеобластное значение.

Во-первых, – обеспечение бесплатным жильем граждан, имеющих льготы, а также долгосрочное жилищное кредитование работников бюджетных организаций и жителей села, вкладывающих также собственные средства в жилищное строительство. Долгосрочное кредитование внесло свой вклад в наращивание объемов индивидуального жилищного строительства в области, которые только за последние два года (1997-1998гг.) увеличились на территории области в 1,9 раза.

Ввод жилых домов прогнозируется в 2000 году в объеме 700 тыс. кв. м общей площади, с сохранением высокой доли индивидуального жилищного строительства (до 30%). Этот показатель должен рассматриваться Правительством Свердловской области как минимальное задание. Строительство жилья, в первую очередь социального, должно быть значительно увеличено.

Во-вторых – газификация области. Продолжится выполнение долгосрочной программы газификации по строительству газопроводов-отводов и разводящих газовых сетей. В целях комплексной газификации и доведения газа до потребителя предстоит большая работа по переводу действующих котельных на природный газ. Газопроводы - отводы высокого давления Велижаны - Тавда, Талица -Пышма - Камышлов, Арти – Михайловск - Нижние Серги, к рабочему поселку Нейво-Рудянка, предусмотренные строительством в будущем году, откроют перспективы дальнейшего развития предприятий и указанных территорий.

Как и в предыдущие годы, наряду со средствами областного бюджета будут использоваться различные источники финансирования: муниципальные бюджеты, экологические фонды, средства хозяйствующих субъектов, населения.

В-третьих – развитие материальной базы учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения населения. В первую очередь, это ввод пусковых школ в Ачитском, Белоярском, Новолялинском районах, р.п.Бисерть, городах Красноуральске, Каменск-Уральском, Реже.

Более половины объема средств, предусмотренных на строительство школ, будут направлены на строительство новых учебных зданий взамен ветхих и аварийных.

В 2000 году будет продолжено участие области в строительстве отдельных объектов высших учебных заведений: медицинской, юридической, архитектурной академий.

В отрасли «здравоохранение» средства сосредотачиваются на строительстве областных учреждений (поликлиника и операционный блок онкодиспансера, областные больницы № 1 и № 2, госпиталь инвалидов войн), муниципальных объектов в 17 городах и районах области. В городах Верхняя Тура, Нижняя Тура и Камышлов предусмотрен ввод объектов социального обеспечения.

Наряду с федеральными инвестициями будут вложены и областные средства в строительство объектов социальной сферы Каменского района (федеральная программа «Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения «Маяк») и города Нижний Тагил (федеральная программа «Оздоровление окружающей среды и населения г.Нижний Тагил»).

В целом по территории области ввод объектов социальной сферы превысит ожидаемый ввод текущего года по учреждениям образования (школы, детские сады), по учреждениям здравоохранения и соцобеспечения (больницы, дома интернаты) будет на уровне текущего года, а ввод амбулаторно-поликлинических учреждений предполагается удвоить.

Активизации инвестиционной деятельности должны быть соподчинены все мероприятия в промышленной, инновационной, внешнеэкономической, финансово-бюджетной, организационной и кадровой политике. Уважаемые депутаты!

Кроме основной на ближайшее время задачи – роста инвестиций в реальный сектор – требуют своего решения и другие проблемы.

По-прежнему особое внимание мы должны уделять предприятиям военно-промышленного комплекса. Главное здесь продолжить внедрение на этих предприятиях двойных технологий. В свою очередь, создание федерального Центра вооружений и военной техники на базе Нижнетагильского государственного института испытания металлов будет способствовать расширению экспортных возможностей наших предприятий ВПК. Мы будем добиваться, чтобы отдельным нашим предприятиям предоставили право самостоятельной продажи вооружений и военной техники.

Достижения уральских оборонщиков, высокотехнологичные и наукоемкие производства, сконцентрированные в военно-промышленном комплексе, помимо прочего, являются благодатной почвой для инновационных преобразований.

Уважаемые депутаты!

Проводимая нами аграрная политика приносит определенные результаты. Селяне обеспечивают нас основными продуктами питания. За эти годы получило развитие перерабатывающая промышленность. Все это мы видим на прилавках наших магазинов. Однако общая экономическая ситуация требует от нас новых усилий. На мой взгляд, мы должны сосредоточиться на поддержке производства молока и мяса, внедрении новых передовых технологий сельхозпроизводства, агролизинге, развитии МТС и финансовом оздоровлении сельхозпредприятий. Особая забота - развитию птицеводческой отрасли.

Если откровенно, то мы в большом долгу перед селянами. И поэтому очень важно в 2000 году продолжить работы по социальному обустройству села, возрождению деревень, поселков, малых городов. Опыт у нас в этом есть.

Конечно, развитие реального сектора экономики – не самоцель. Главное – обеспечить постоянный рост доходов людей. В 2000 году зарплата в сфере материального производства и бюджетной сфере должна возрасти в 1,3 –1,5 раза; пенсии – не менее, чем в 1,3 раза.

Эти показатели должны быть включены в программы социально-экономического развития территорий, коллективные договоры и стать критерием оценки зрелости руководителей. Первостепенного внимания требуют вопросы охраны материнства и детства, профилактика безнадзорности несовершеннолетних и злоупотребления наркотиками, борьба с туберкулезом, другими социально опасными заболеваниями.

Инструментами здесь станут программно-целевой метод, применение новых подходов и механизмов финансирования социальной сферы. Будем продолжать проведение оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений с одновременным сокращением расходов отрасли, широким использованием стационарозамещающих технологий, ростом количества коек сестринского ухода при одновременном сокращении общего коечного фонда лечебно-профилактических учреждений, соблюдения лимитов энергопотребления, введения энергетических паспортов. Система финансирования за пролеченных больных на основе областного и муниципального заказов будет сохранена наряду с упорядочением оказания платных медицинских услуг. Активизируется работа с населением по профилактике инфекционных заболеваний и пропаганде иммунизации, как наиболее эффективного средства борьбы с инфекциями.

Будет уделено внимание отработке новых подходов в реализации программ лекарственного обеспечения населения области бесплатными и льготными медикаментами.

Думаю, действенным будет повышение роли соответствующих государственных и муниципальных органов, а также максимальное привлечение общественности, общественных организаций к решению вопросов охраны здоровья населения. Начатая в Свердловской области и поддержанная всенародно кампания против наркомании – яркий тому пример. Проблемы общества возможно решить только объединенными общественными усилиями.

Важнейшим компонентом социально-экономической политики на ближайшие годы станет возрождение духовности. Возрождение нравственных идеалов, патриотизма, совести, духовности, гражданственности, культуры, образованности, здорового образа жизни и воспитание этих качеств в молодом поколении должны стать своеобразным идеологическим обеспечение всей деятельности исполнительной власти Свердловской области.

Духовность, нравственные качества русского народа вошли в пословицы. Россиян в мире уважали за их образованность и культуру. В новой России как никогда должны быть востребованы гражданственность, совесть, патриотизм. Урал по праву гордится своими жителями, соединившими в себе все эти качества. Несмотря на катаклизмы последних лет, свердловчане не потеряли веры в себя и в будущее своего края. Только возродив во всем обществе нравственные идеалы, можно гарантировать будущее.

Сегодня пришло время объединиться, осознать себя как гражданина, сделать совесть и патриотизм атрибутами нашей общности. Мы знаем, какой жизни мы хотим, и добиться ее мы сможем только действуя в согласии друг с другом.

В первую очередь для этого необходимо соответствующим образом наладить весь процесс воспитания детей – в дошкольных учреждениях, в школе. Дать качественные знания, привить общечеловеческие ценности. Научить ценить свое здоровье, заботиться о нем. Привнести в процесс обучения духовную составляющую. Возрождая и сберегая традиции, приумножая культурные ценности, мы поможем себе стать частью своего народа, осознать себя, объединить свои силы и возродиться как могучая нация.

Еще один животрепещущий вопрос – наше отношение к старшему поколению, условия жизни наших стариков. Задолженности по пенсиям нет, мы вернулись к прежней практике финансирования пенсий в первой половине месяца. Однако этого, конечно, недостаточно. Необходимо повысить пенсии. Повысить не путем единоразовых выплат, а на регулярной основе. Такое решение должно быть принято на уровне Правительства Российской Федерации. Я лично неоднократно поднимал этот вопрос в Москве, думаю, решить его возможно.

Большую роль в улучшении положения в социальной сфере, в том числе в повышении уровня жизни пенсионеров призваны сыграть предприятия, хозяйствующие субъекты. И помогать они должны не разово, к празднику победы или дню пожилого человека, а постоянно. Показатели прибыли в промышленности растут, и пора этот рост почувствовать социально незащищенным слоям населения.

Также есть поле деятельности для предприятий в решении уже перечисленных мною приоритетных направлений: охрана здоровья, профилактика безнадзорности, воспитание здорового образа жизни. Хозяйствующим субъектам следует взять шефство над школами, дворовыми клубами, иными детскими и социальными учреждениями. Это нормальная практика, когда промышленные предприятия участвуют (рублем, и не только) в деятельности социальной сферы. То же касается банков. Если мы хотим построить социально ориентированную рыночную экономику, именно по этому пути нам следует идти.

Другая острая проблема, на решение которое мы направим усилия – обеспечение доступности жилья. В результате кризисных лет объем жилищного строительства был значительно снижен. Сегодня темпы стабилизировались, однако мы не удовлетворены структурой вводимого жилья – в основном это жилье элитное. Это закономерно, т.к. именно такое жилье находит платежеспособный спрос. Однако нас это не может успокаивать, наша задача – нарастить ввод социального жилья.

Существуют отработанные методики, например, долгосрочное кредитование, из опыта других регионов можно позаимствовать и новые ипотечные механизмы. Должен быть принят закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», создающий объективные возможности роста объемов жилищного строительства для лиц со средними доходами. Ипотечное кредитование расширяет платежеспособный спрос населения на жилье и тем самым позволяет вовлекать внебюджетные средства в жилищное строительство и производство строительных материалов, способствуя подъему реального сектора экономики. Следует подключить банки, инвестиционные компании. Если поставить целью увеличить строительство доступного жилья, думаю, можно найти и средства, и возможности.

Еще один вопрос, стоящий на повестке дня – выравнивание асимметрии в уровнях жизни городского и сельского населения. И делать это хотелось бы не за счет снижения его у горожан, в результате кризисов, как случилось после августа 1998 года, а через подъем уровня жизни селян. Для этого необходимы комплексные меры как по поддержке сельскохозяйственного производства, так и по развитию на селе социальной инфраструктуры.

Основными целями бюджетно-финансовой политики в 2000 году будут создание условий для закрепления положительных тенденций в социально-экономическом развитии области, повышение деловой активности, решение проблем социального характера.

Для достижения поставленных целей в рамках бюджетно-финансовой политики мы ставим несколько задач. Прежде всего – это наращивание доходной части бюджета и улучшение финансов предприятий. С позиций увеличения бюджетных доходов мы должны разумно использовать улучшение финансово-экономического состояния реального сектора, рост объемов выпуска товаров и услуг, прибыли от хозяйственной деятельности; совершенствовать налоговую политику, отработать дополнительный комплекс мер по повышению собираемости налогов, увеличению денежной составляющей доходной части бюджета.

В соответствии с разработанным на 2000 год сводным финансовым балансом области, доходы (с учетом взаимоотношений с другими уровнями власти) прогнозируются в объеме 54-54,5 млрд. рублей.

В 2000 году прогнозируется замедление темпов роста прибыли, которые в 1999 году были обеспечены благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на ряд экспортных статей, ростом промышленного производства за счет импортозамещения. Эти резервы в определенной степени исчерпаны, и для дальнейшего роста реального сектора и улучшения его финансовых результатов необходимы новые источники, в первую очередь уже названные инвестиции в основной капитал.

На финансирование социальной сферы за счет средств бюджетов и внебюджетных источников согласно прогнозируемого финбаланса будет направлено более 21 млрд. рублей, что на 20% больше, чем в 1999 году. Одним из приоритетов является обеспечение своевременного финансирования заработной платы.

Доходы бюджета области по расчетам могут вырасти до 17,6 млрд. рублей против 15 млрд. в текущем году. Однако, в связи с ростом нагрузки на бюджет области по коммунальным и другим видам услуг, планируемых доходов недостаточно. И хотя в проекте областного бюджета дефицит не превышает 5 процентов, проблем в бюджетном финансировании в будущем году не убавится.

Наряду с внутриобластной социальной и экономической политикой, мы должны определить и внешние аспекты поведения, выстроить взаимоотношения с другими регионами, с федеральным Центром, стратегию внешнеэкономической деятельности.

Традиционно Свердловская область активна в рамках Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона. Восстанавливаются, создаются и укрепляются взаимовыгодные хозяйственные связи с российскими регионами. Большое внимание мы уделили сотрудничеству с государствами СНГ, будем продолжать это перспективное направление.

Немаловажное значение имеют развитие экспортного комплекса Свердловской области, стимулирование создания рыночной инфраструктуры, деятельность в рамках международных и межрегиональных программ и проектов, выставки – презентации Свердловской области и свердловских предприятий в России и за ее пределами и т.д.

Все эти меры призваны увеличить потенциал области, повысить конкурентоспособность региона, расширить рынки сбыта продукции наших производителей.

Уважаемые депутаты!

Мы накопили богатый опыт побед и ошибок. От каждого из нас зависит, как используем мы шанс, дающийся нам сегодня – шанс совершить рывок в социально-экономическом развитии Свердловской области. Шанс повлиять на будущее всей России.

Каждый человек несет ответственность за свою собственную жизнь – как он ее прожил. Как граждане, мы ответственны за общество в целом – насколько комфортно и защищенно чувствует себя в нем человек. Но у каждого из нас есть и профессиональная мера ответственности. Врачи ежедневным трудом избавляют нас от недугов, учителя создают наше будущее, вкладывая в детей лучшее, что в нас есть. Рабочие, ученые, селяне, общественные деятели – все привносят свою часть в общее благо. И у нас с Вами, как у людей, силой народного доверия поставленных на высокие государственные посты, есть свой долг. Убежден, все мы осознаем его глубину.

И я сегодня не хотел бы разделять законодательную и исполнительную власть. Цели у нас одни, все мы подотчетны жителям Свердловской области, оказавшим нам доверие. И действовать мы должны согласованно и сообща.

Мы в Свердловской области никогда не жаловались на взаимное непонимание или неконструктивный стиль работы ветвей власти. Задачи на будущее, стратегию дальнейших действий я Вам представил. Первый конкретный шаг в ее реализации – обсуждение и принятие бюджета до конца текущего года.

Хочу выразить надежду на плодотворную совместную работу, пожелать всем нам в ней успехов.

Благодарю за внимание!
Ссылка на сайт Эдуарда Росселя при использовании материалов обязательна